Из дальних странствий...

Китая шаги саженьи

В сентябре 2000 г. я получил из Китая письмо, подписанное директором нанкинского Института наук об окружающей среде (Nanjing Institute of Environmental Science). Привожу его факсимильную копию:

письмо

К.М.Петров c Ху Менчуня
На верблюдах в пустыню в сопровождении профессора Ху Менчуня.
Города и природные районы, посещенные во время командировки в Китай
Города и природные районы, посещенные во время командировки в Китай.Природные районы: I — аридный; II — семиаридный; III — семигумидный.
Впечатлениями о поездке я хочу поделиться с читателями журнала. Из Москвы я прилетел в Пекин, где меня встретил проф. Ху Менчунь, ставший моим внимательным и доброжелательным сопровождающим. Наша встреча не была случайной, так как до этого в течение года я был научным руководителем его стажировки на факультете географии и геоэкологии в Санкт-Петербургском университете.

Приятной неожиданностью было то, что программа моего пребывания в Китае была расширена и не ограничилась чтением лекций и беседами в нанкинском институте. После осмотра исторических достопримечательностей Пекина мы совершили поездку на северо-запад Китая для знакомства с ландшафтами пустыни Ордос, песчаного массива Тэнгэри (пустыня Алашань) и Лессового плато.

Экскурс в историю

Около 3 тыс. лет до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ зародилась цивилизация, своим величием не уступавшая государствам Древнего Египта и Месопотамии. Расцвет китайской культуры наступил после образования на плодородных землях Лессового плато в III в. до н. э. централизованной империи Цинь. Для защиты страны от вторжения кочевников с севера начинает строиться Великая китайская стена, которую по праву можно отнести к восьмому чуду света.

Изобретение бумаги и книгопечатания, компаса и пороха, изготовление шелковых тканей и изделий из фарфора отмечают оригинальные особенности китайской культуры. Немыми свидетелями могущества древних государств служат величественные захоронения их правителей. Первым императором Китая был Цинь-Ши-хуанди. Его захоронение обнаружено в 1976 г. вблизи столицы империи Цинь — города Сиань. Раскопки и реставрация погребального комплекса ведутся по сей день. Самое потрясающее впечатление производит окружающая гробницу восьмитысячная армия сделанных из обожженной глины воинов и лошадей. Замечательно, что лицо каждого воина имеет свои персональные черты.

Учения великих мыслителей Древнего Китая явились не только философской основой традиционной китайской культуры, они вызывают все больший интерес у современников.

Лао Цзы (579 — 499 г. до н. э.) создал учение о Дао. В этом понятии Бог, истина и нравственность неразрывно связаны. Дао — это путь, по которому проходит все, что существует в мире. Лао Цзы призывал следовать природе, жить естественной жизнью. В конце жизни Лао Цзы, разочаровавшись в торжестве мудрости среди людей, решил покинуть страну. На пограничной заставе его попросили оставить хоть что-нибудь для своей страны, и он подал рукопись в 5000 иероглифов — ту самую поэму, которая вошла в историю под названием “Дао-дэ-цзин” (“Путь добродетели”). Потом Лао Цзы сел на буйвола и уехал в неизвестном направлении.

Выдающимся философом Древнего Китая был Конфуций (551 — 479 г. до н. э.). Основным понятием этики Конфуция является “жень” (гуманность). На вопрос “Что есть жень?” Конфуций ответил: “Не делай человеку того, чего не желаешь себе...”.

Интерес к древнекитайской философии возник у меня в связи обдумыванием принципов экологической этики. В современном мире все отчетливее проступает разочарование в европейской и североамериканской моделях развития, включающих стремление к безудержному экономическому росту. В странах Запада на первом плане ценность личности, а природа понимается как материал для преобразующей деятельности человека. Очевидно, что наращивание материальных благ имеет самые разрушительные последствия для окружающей среды.

Древнекитайские философы проповедовали преклонение перед природой и растворение в ней человека. Ценность личности у них на втором плане. Человеческая активность в западной культуре направлена во внешний мир, на его преобразование, тогда как в восточной культуре мысль человека обращена вовнутрь, на воспитание, самоограничение и даже определенное подавление творческой индивидуальности.

Куда ведет путь быстрого экономического роста?

Первое впечатление, когда я прилетел в Пекин, проехал по его улицам, зашел в огромные универмаги, полные высококачественных товаров китайского производства — я попал в страну бурного экономического процветания.

Центральная улица Пекина в начале ХХ века.
Центральная улица Пекина в начале ХХ века.
Центр современного Пекина
Центр современного Пекина
Попробуйте мысленно сравнить архитектуру Невского проспекта 1900 г. и наших дней. Вы не увидите заметной разницы. Теперь посмотрите на фотографии одной из главных улиц Пекина в начале ХХ в. и современного центра города. Под строительство небоскребов расчищаются не только кварталы старых домов, но и блочные дома постройки 70-х гг. Силуэты столицы, Шанхая, Нанкина и многих других городов все больше приобретают американизированный облик.

Какой же философии придерживаются лидеры Китая, подумал я, если в облике города явные признаки развития по образцу даже не европейской, а североамериканской модели. На ужине с представителями министерства охраны природы я с почтением высказался о доктринах древнекитайских философов и спросил, какой философии придерживаются лидеры Китая, добивающиеся таких поразительных успехов в решении социально-экономических проблем:

— Коммунистической! — ответили мне.

Я подумал о печальном опыте коммунистического строительства в нашей стране, когда советское правительство принимало решения, опираясь на указание Сталина: “С преодолением классовой борьбы движущей силой исторического развития станет борьба с природой”.

Нельзя считать главным критерием благополучия государства только рост национального дохода, без оглядки на состояние окружающей среды. Рано или поздно такая политика неизбежно приводит к обострению экологических проблем, которые, в свою очередь, порождают социальные и экономические трудности. В последние годы в Китае наблюдается постепенное снижение темпов экономического роста. Эта проблема волнует китайских ученых; ее обсуждению были посвящены мои встречи с коллегами.

Безгранична ли демографическая емкость Китая?

В экологии существует понятие “емкость среды” — численность популяции, потребности которой могут быть удовлетворены ресурсами данного местообитания. Численность населения Китая, способного к устойчивому воспроизводству, определяется запасами его природных ресурсов.

По первой общегосударственной переписи в 1953 г. в Китае проживало 542 млн. человек; к 1986 г. эта цифра возросла до 1 млрд. Столь быстрый прирост определил необходимость разработки общегосударственной политики планирования семьи. Как видно из графиков, политика планирования семьи стала давать результаты: рождаемость после 1996 г. снижается на фоне постепенно увеличивающейся смертности.

Однако в современном мире по численности населения Китай продолжает занимать первое место: по данным на 1999 г. — 1259,09 млн. человек, что составляет примерно 22% населения Земли. Перед учеными была поставлена задача оценить естественные ресурсы страны и оптимальную численность населения, воспроизводство которого может быть обеспечено этими ресурсами. В результате была получена цифра 650 — 700 млн. человек. Однако современный прирост населения остается довольно высоким и составляет около 11 млн. человек в год.

Демографический взрыв в Китае имеет своим следствием опасность возникновения кризисных ситуаций, составляющих суть острых глобальных проблем. Важнейшая из них — сокращение площади сельскохозяйственных угодий на душу населения.

Проблемы сельскохозяйственного производства

Сельское хозяйство решает наиболее важную социальную проблему — дает пропитание людям. В то время когда от голода страдает более четверти населения Земли, в самой густонаселенной стране — Китае — проблема обеспечения населения продуктами питания в настоящее время успешно решена. Об этом говорят официальная статистика, обилие товаров, низкие цены на рынках и в магазинах, разнообразие дешевых ресторанов и закусочных.

Основой сельскохозяйственного производства являются возделываемые крестьянами земли. Однако в результате многовековой сельскохозяйственной деятельности происходит все более быстрый процесс деградации и утраты земельного фонда. В настоящее время в Китае на душу населения приходится 0,126 га обрабатываемых земель, что приблизительно на 40% меньше, чем в среднем в мире.

В современном Китае продовольственная проблема решается благодаря исключительному трудолюбию крестьян и разумной сельскохозяйственной политике правительства, передавшей землю в частное владение. Урожаи зерновых достигают 40 ц/га. Но малые земельные наделы заставляют эксплуатировать их весьма интенсивно. Земля не отдыхает. Почти полностью исключены севообороты и травосеяние. Это в свою очередь ограничивает развитие животноводства и внесение органических удобрений. И без того малые земельные наделы утрачиваются в результате эрозии. Кроме того, происходит относительное уменьшение площади обрабатываемых земель на душу населения, так как каждый год прибавляется одиннадцать миллионов новых едоков. В то время как кривая роста численности людей неуклонно идет вверх, кривая площади сельскохозяйственных угодий, приходящихся на одного человека, ползет вниз.

Примером может служить состояние земель на Лессовом плато. Это один из важнейших исторических, культурных и сельскохозяйственных районов Китая. Именно он составлял основу первой китайской империи Цинь; древняя столица город Сиань является центром современной провинции Шанси. Плотность населения в отдельных местах достигает здесь 1000 человек на 1 км2.

Поверхность плато довольно высоко приподнята, до 850—1100 м. В древности здесь господствовала лесостепная растительность, теперь практически уничтоженная человеком. Лессовые породы легко разрушаются под действием ветра и водных потоков. В результате формируется густая и глубокая овражно-балочная сеть.

Почвы на лессах плодородны; атмосферных осадков достаточно, чтобы выращивать основные сельскохозяйственные культуры без орошения. Крестьянам приходится использовать и беречь каждый клочок земли. Для этого на склонах создаются террасы. С самолета Лессовое плато выглядит тонким кружевом террасовых ступеней.

Процессы деградации и потери земель на Лессовом плато можно охарактеризовать как экологическую катастрофу. Дожди, выпадающие летом в виде ливней, вызывают ускоренную эрозию, в сухой период года тучи лессовой пыли закрывают солнце. За последние 50 лет площадь эрозированных земель увеличилась на 30%.

“Запад нам поможет?!”

Привычный для россиян стереотип богатого Запада на территории Китая имеет иной смысл. Экономически развитыми являются восточные районы. Западные районы Китая, охватывающие 57% территории всей страны, характеризуются сухим климатом и заняты преимущественно пустынями и горами.

Однако здесь скрыты огромные сырьевые богатства. Более половины разведанных минеральных ресурсов расположены в западных районах Китая. Но хотя недра Запада богаты полезными ископаемыми, а почвы оазисов плодородны и дают высокие урожаи, экономическое и социальное развитие территории сдерживается из-за сухости климата и ограниченности водных источников. Экологическая структура пустынных ландшафтов очень хрупкая и требует бережного к себе отношения.

Китайское правительство приняло решение об осуществлении невиданной по масштабам стратегии великого освоения Запада и переноса, таким образом, центра тяжести в экономическом строительстве с восточных районов в западные. Выдвигая грандиозные планы освоения западных территорий, правительство Китая одновременно предусматривает разумный баланс между эксплуатацией ресурсов и охраной природы. В решениях правительства говорится: “Необходимо, пользуясь случаем, когда в стране достаток зерна, сосредоточить силы на озеленении гор и сокращении пашен в районах верхнего течения рек Янцзы и Хуанхэ. Следует постепенно сокращать пашни и восстанавливать лесную и степную растительность в горах и на равнинах”.

Укрощение песчаного дракона

Первый этап закрепления подвижных песков.
Первый этап закрепления подвижных песков.
Рукотворная зеленая полоса вдоль железной дороги
Рукотворная зеленая полоса вдоль железной дороги остановила наступление подвижных песков.
Ярким символом наступающей пустыни являются массивы подвижных барханов, которые китайцы образно называют песчаным драконом. Пески Тэнгэри, составляющие часть пустыни Алашань, лежат в обширной межгорной впадине. На юге около пос. Шапоту они круто спускаются к долине р. Хуанхэ.

На участке Шапоту барханные гряды пересекает важная в экономическом отношении линия железной дороги. Сильные северные ветры зимой постоянно заносили дорогу песком, что требовало больших усилий по ее расчистке.

В 1956 г. во время экспедиции в пустыни Центральной Азии эти места посетил мой отец академик М.П.Петров. (С 1957 по 1978 г. его деятельность была тесно связана с Ленинградским университетом, где он был профессором и деканом географического факультета.) Он предложил поставить решение проблем опустынивания и закрепления песков в Китае на научную основу и с этой целью основать специальную станцию. Теперь это крупный научный центр — Пустынная экспериментальная и научно-исследовательская станция Шапоту китайской Академии наук. Сотрудники станции хранят память о ее основателе, в музее висит фотография М.П.Петрова.

Важным практическим результатом совместной деятельности явилась разработка методов закрепления подвижных песков. На поверхности барханов создается решетка из прикопанных пучков соломы. Подвижность песков практически прекращается, и тогда в образованные ячейки высаживают местные виды кустарников и многолетних трав. Так, после тридцатилетних усилий, вдоль линии железной дороги была создана зеленая полоса протяженностью 50 км, остановившая наступление песчаного дракона.

Дружба!

У китайцев исключительно доброжелательное отношение к России и к ее народу. Официально признано, что “культурная революция”, продолжавшаяся в течение десяти лет с мая 1966 г. по октябрь 1976 г., принесла большие бедствия как стране, так и людям. Сейчас Китай стремительно развивает свою экономику и становится одной из могущественных стран мира. Будем надеяться, что китайский народ сумеет сохранить тенденцию устойчивого развития в новом веке и дружественные добрососедские отношения с нашей страной.

К.М.Петров, профессор кафедры биогеографии и охраны природы факультета географии и геоэкологии

иероглиф

Этот иероглиф обозначает пожелание счастья!