от первого лица

Автомобиль – не роскошь

До 1990 года парк автохозяйства ютился, как и сейчас, на двух площадках, но это было: на Васильевском острове — помещение бывших конюшен во дворе филологического факультета и в Петродворце — в здании бывшей котельной. Данные помещения не соответствовали никаким техническим, санитарным и прочим нормам, не было необходимого оборудования, специалистов, — да, собственно, положение с транспортом было таковым, что ответить на вопрос, где, в каком состоянии, с какими документами находится техника, можно было лишь объездив полстраны.

И.А.Миронов
Начальник автохозяйства СПбГУ И.А.Миронов
С 1990 года начался процесс по пуску в эксплуатацию и освоению площадей нового гаража на 100 автомашин в Петродворце. Он был трудным, производственный комплекс был предъявлен с огромными недоделками, начиная от энергообеспечения и заканчивая монтажом оборудования.

Начинать приходилось с нуля, самым трудным в этот период был подбор специалистов, только кадры могли решить поставленные задачи. И это было сделано. Постепенно запускались в действие производственные участки; агрегатный, аккумуляторный, шиномонтажный, сварочный, мойка, малярный и моторный цеха, приобреталось новое и бывшее в употреблении, ремонтировалось и устанавливалось оборудование.

Одновременно шли работы по приведению в порядок технической документации, а также по возвращению техники под одну “крышу”. Была проведена огромная работа по сбору информации, необходимо было знать все о каждой автомашине, ее техническом состоянии и месте нахождения, будь то Узбекистан или двор какого-либо подразделения. После того как весь транспорт был собран в автохозяйстве, а об отсутствующем было известно все, произошло списание вышедшей из строя техники.

Сегодня мы имеем минимум необходимого количества транспорта, силами которого способны выполнять любые поставленные задачи, будь то грузовые или пассажирские перевозки, уборочные, погрузо-разгрузочные, монтажно-строительные или ремонтно-земляные работы, обеспечивать работу баз практики и иных формирований СПбГУ, находящихся за тысячи километров от Санкт-Петербурга. В период работы баз практик было задействовано около 20 автомобилей разных моделей, выполнивших рейсов на 859 машино-дней с общим пробегом 101670 км.

Ну а сегодня в среднем с двух площадок выходит в рейс около 50 автомобилей, некоторые из них выполняют до 10 заявок в день, заказчиками являются структурные подразделения университета. Виды заявок очень разнообразны, начиная от типа груза и заканчивая пунктом назначения, и диспетчерам приходится использовать все свое профессиональное мастерство, чтобы проанализировать все моменты, как-то: марка автомобиля, маршрут, время, характер водителя, связь с ним в случае дополнительных заявок или изменений в ранее оговоренных. Наряду с грузовыми перевозками регулярно выполняются заявки, связанные с перевозкой пассажиров, это конференции, встречи делегаций, экскурсии, похороны. Данные заявки требуют от диспетчеров, водителей и служб технического обеспечения особой слаженности, точности и полной гарантии выполнения, независимо от любых неожиданностей. Порой не всем известно, какие усилия прилагаются коллективом автохозяйства, чтобы в назначенный день и час заказанный транспорт был в нужном месте и в нужное время, будь то поздний вечер или выходной день. Успешное выполнение таких разнообразных задач возможно только при наличии современного и технически исправного транспорта разных модификаций: автобусов, грузовых и легковых автомобилей, самосвалов, тракторов, экскаваторов, кранов, автомашин малой грузоподъемности, иномарок, а также прочей специальной техники. Сегодня автохозяйство СПбГУ имеет эту технику, но и имеет соответствующие трудности по ее содержанию и обслуживанию. Наверное, ни один автопарк страны не имеет такого ассортимента техники и опыта по ее обслуживанию. На сегодняшний день средний возраст техники сократился с 22 до 11 лет. Сами можете судить о том, чего стоит обеспечение ее работоспособности. Однако работа по омоложению парка неуклонно продолжается, и в 2001 году его возраст составит не более 7 лет.

Ну а сегодня ведется ежедневная кропотливая работа обслуживающего персонала: автослесарей, мотористов, сварщиков и т.д. Выполняются такие работы, о которых 2—3 года назад нельзя было и мечтать, например, капитальный ремонт двигателей автомобилей, сложный ремонт узлов и агрегатов не только отечественных, но и автомобилей иностранного производства, полный и частичный кузовной ремонт, будь то последствие ДТП или результат старения и гниения металла, это касается автомобилей со сроком службы 10—11 лет, и как конечная операция этого ремонта — покраска автомобилей любыми типами красок (металлик, перламутр, акрил и МЛ) и, если требуется, полная полировка кузова.

Можно смело сказать, что со всеми своими задачами автохозяйство справляется и его персонал продолжает совершенствовать свои знания. В этом году было приобретено большое количество оборудования, которое сегодня начинает давать первые результаты. Смонтирован и освоен стенд развала-схождения, шиномонтажный участок, где установлено современное итальянское оборудование. Идет процесс по запуску новых моек и очистных сооружений. Осваиваются различные стенды: регулировки насосов высокого давления, диагностики топливной аппаратуры, газоанализаторы и прочее.

Но и на этом мы не останавливаемся, сегодня ведутся подготовительные работы по ремонту полов ремонтной зоны и мойки, планируется замена отживающих свой век ремонтных ям на подъемники, ремонт малярно-сушильной камеры с полной реконструкцией имеющейся, так как изначально она предназначалась для покраски только грузовых автомобилей, происходит доукомплектование участков современным инструментом и контрольно-диагностическим оборудованием. Ведется полный спектр проектных, подготовительных работ по приведению в соответствие с требованиями СЭС, СНИПов и иных нормативных документов бытовых условий персонала. А именно, создается “оздоровительно-восстановительный” центр, предусматривающий медицинские, водные процедуры с использованием укрепляющих тренажеров.

Совершенно иначе работает сегодня диспетчерская служба АТХ. На сегодняшний день удалось объединить усилия диспетчеров Васильевского острова и Петродворца Л.П.Фокиной и Л.А.Новоселовой в части рациональности перевозок, минимизации неэффективных, полупорожних и встречных ездок, взаимовыручки и оперативности.

Достигнут хороший рабочий контакт механиков Петродворца А.И.Караваева и Васильевского острова В.А.Куликова, что было не просто при расстоянии, разделяющем их, и различных производственных мощностях. И эти трудности благополучно преодолены, именно в части единой направленности двух разъединенных служб на единый конечный результат, для решения одной единой задачи — перевозок СПбГУ.

С помощью начальника управления МТС И.Т.Ефимовой удалось решить вопрос о работе собственного отдела снабжения автохозяйства. Его начальник С.П.Захаров на сегодняшний день выполняет работу по обеспечению всем необходимым различных служб автохозяйства, и работу эту можно назвать в высшей степени профессиональной, учитывая количество марок и моделей автомашин, и памятуя о том, что каждая автомашина состоит из примерно 10 000 деталей.

Одновременно с эффективностью снабжения наводится порядок и в учете колоссального объема наименований запасных частей, документации, оборудования, что обеспечивается вдумчивой и методичной работой бухгалтера М.А.Семеновой и заведующей центральным складом Е.С.Новиковой. Все это стало возможным при поддержке главного бухгалтера СПбГУ Р.И.Цветова, зам. гл. бухгалтера Н.С.Тархова, зам. гл. бухгалтера ГУМТБ И.И.Бояджиевой.

В процессе решения множества задач, постоянно и ежедневно возникающих перед автохозяйством, стало совершенно понятно, что без достаточно мощного технического отдела численностью в 15—20 человек учетно-контрольные функции производственного движения запасных частей, материалов и тому подобного при разнообразии марок и моделей машин далее совершенствовать и ускорять будет невозможно. А введение штатных должностей такого количества специалистов с финансовой стороны в нынешнем положении университета — проблема практически нерешаемая. Что же делать?

И вот при поддержке ректора СПбГУ Л.А.Вербицкой, при энергичном участии комиссии Ученого совета по финансам, экономике и социальному развитию было принято решение о создании локальной сети автохозяйства как части единой телекоммуникационной сети СПбГУ, которая объединит в себе всю информацию и упорядочит действия каждого, начиная с охраны и заканчивая начальником автохозяйства, и станет не только хранилищем бесконечного объема информации, но, что самое главное, позволит организовать ее обмен как между всеми пользователями автохозяйства, так и между автохозяйством и всеми подразделениями СПбГУ, от подачи заявки до отчетов по всем видам деятельности, гарантируя абсолютную точность и оперативность.

В этой части работа программиста, выпускницы факультета ПМ—ПУ О.В.Гармашевой по-своему уникальна. Введение должности программиста в автохозяйство на стадии формирования основных принципиальных моментов по постановке задач перед локальной сетью фактически предопределило возможность качественного решения поставленных задач программными средствами.

Вполне естественно, что данная работа не была бы возможной без поддержки доктора физико-математических наук, директора НИИ ВМ и ПУ Д.А.Овсянникова и постоянной помощи кандидата физико-математических наук, выпускника университета А.Г.Еременко.

На данный момент полным ходом параллельно идут работы по подготовке оборудования для локальной сети, его монтажу, установке, отладке, на что уйдет еще немало времени. Но главное уже сделано: оборудование приобретено. С помощью и при непосредственном участии директора ПТЦ В.И.Золотарева установлена оптоволоконная связь, которая органично превращает две территориально разлученные площадки в единый мощный, точно и оперативно управляемый транспортно-производственный комплекс. В декабре необходимые работы будут проведены и в ВТЦ.

Таким образом, практически во всех видах и направлениях деятельности автохозяйства локальная сеть становится мощным, эффективным инструментом для достижения конкретных поставленных целей, одновременно давая возможность управлять всеми процессами оперативно, имея обратную связь и экономические выкладки.

Данный опыт, безусловно, вызовет горячий интерес и у руководителей других транспортных предприятий города, что, надеемся, сделает возможным продажу данного проекта тем, кто в этом будет заинтересован. А значит, это возможность зарабатывать деньги.

Во всей сложной, многогранной, многофункциональной деятельности автохозяйства возникает неисчислимое множество технических проблем, решение которых обеспечивает главный инженер автохозяйства В.А.Усенков. Это и содержание зданий комплекса автохозяйства в Петродворце, и обновление оборудования, и организация работ.

На сегодняшний день автохозяйство, объединяющее в единое целое мастерство водителей, профессионализм слесарей и механиков, дисциплину и оперативность диспетчеров, вооружающееся комплексной локальной сетью, представляет собой развивающееся мощное транспортное предприятие, несущее на своих плечах сложные и ежедневные проблемы университета, без решения которых жизнедеятельность его попросту невозможна.

Все то новое и лучшее, что есть в автохозяйстве СПбГУ, нашло отражение в новом положении “Об автохозяйстве”. Процесс обсуждения этого положения начинается, а в нем предусмотрена и защита интересов малых автохозяйств отдельных подразделений университета в решении таких вопросов, как лицензирование, технический осмотр, сертификация с использованием лицензии, сертификатов и производственной базы центрального автохозяйства.

И.А.МИРОНОВ, начальник автохозяйства СПбГУ