от первого лица

Гражданское общество России в начале тысячелетия

размышления накануне Форума

В последнее десятилетие появились явные при знаки того, что наше государство встало на путь движения к гражданскому обществу. Приватизация открыла путь к рыночной экономике. Зарождение среднего класса собственников — социальной основы гражданского общества — реальность сегодняшней России. Во всех направлениях идет перестройка российской политической сферы. Создание семи федеральных округов, реформирование Совета Федерации, формирование Государственного Совета. Сильная президентская власть. В Чечне не на жизнь, а насмерть идет отстаивание целостности государства российского. Бурное законотворчество в последние годы Совета Федерации и Государственной Думы своим генеральным направлением имеет становление правовой сферы российского гражданского общества. Серьезные изменения происходят и в сфере гражданской нравственности. Необходимо зафиксировать эти прогрессивные изменения в нашем государстве, разработать перспективу и целенаправленно работать по ее формированию. Следует культивировать гражданскую активность в обществе.

В истории России можно увидеть яркие проявления тяги к гражданскому состоянию. Прежде всего — это вечевая республика Великого Новгорода. По мнению Карамзина, она существовала на протяжении XII—XVI веков. Историк сравнивал ее с республиками Древней Греции. Известно также, что Екатерина II вела переписку с французскими просветителями по поводу учреждения в России Общественного договора — неотъемлемого атрибута гражданского общества. Наконец, ленинский НЭП также относится к проявлениям гражданского сознания в России. Этому же признаку отвечает и Конституция СССР 1977 года, провозгласившая законность индивидуальной трудовой деятельности.

Гражданское мировоззрение и сознание внесут ясность в умы наших граждан. За последний век какие только генеральные идеи государства не выдвигались. Мировая революция, идеи военного коммунизма, социализма, коммунизма, догнать и перегнать Америку, развитой социализм, перестройка, ускорение, борьба за трезвое общество, “берите суверенитета столько, сколько хотите”, правовое государство, социальное государство и пр., пр. Эти умозрительные идеи приходили и уходили из нашего общества.

Провозглашение в качестве национальной идеи России формирования гражданского общества восходит к традициям общечеловеческой цивилизации. Вопрос о соотношении естественного и гражданского в обществе от Нового времени до наших дней является одной из важнейших проблем социальной философии. Естественное — это прошлое человечества, а гражданское, цивилизованное — то, к чему человечество пришло. Этим вопросам, лежащим в основе идей общества, и посвятили свое творчество величайшие умы мировой цивилизации: Бэкон, Локк, Гоббс, Руссо, Монтескье, Фергюссон, Гегель. На первый взгляд может показаться, что в стороне от этой столбовой дороги мировой социальной мысли оказался великий ум человечества — К.Маркс. Но мной еще в 1977—1983 гг. была осуществлена попытка доказательства неверности этого общепринятого в литературе мнения. Время доказало правильность моей концепции.

Хотя прошло бурное время “переоценки ценностей”, но до сих пор идеи марксистской теории гражданского общества позитивно работают и требуют своего развития.

В рамках моей теории можно понять, что общество и государство составляют единый организм, как первичное и вторичное. Эта теория выступает против метафизического разведения этих двух основных социальных институтов, в противоположность приверженцам франкфуртской школы.

Пока российское политическое руководство не поймет, что парад суверенитетов ведет только к распаду государства, что государство не есть дойная корова — а институт власти, созданный гражданским обществом, что на знаменах цивилизованного государства начертаны лозунги: либерализм, свобода, собственность, единство, суверенитет, — до тех пор мы не наберем нужных оборотов прогрессивного движения.

Эти и другие вопросы несомненно окажутся в центре внимания на предстоящем форуме “Формирование гражданского общества как национальная идея России XXI века”. Такой форум должен быть регулярным. Однажды он состоится и на земле Великого Новгорода.

Пусть каждый достигнет той вершины, которая предназначена ему судьбой. Мало продекларировать великую идею. Задача состоит в том, чтобы мобилизовать все общество ежедневно и ежечасно работать над ее реализацией.

Придет время, и каждый гражданин России на вопрос, кто он по национальности, будет отвечать, что он не русский, не еврей, не чеченец, не калмык и т.д., а с гордостью скажет: я — россиянин русского, еврейского, чеченского, калмыцкого и т.д. происхождения.

Идея гражданского общества должна стать национальной идеей России с самого начала нового тысячелетия.

Автор этих строк считает, что марксистская теория гражданского общества вполне может быть применена к условиям формирования в России основ нового общества, ориентированного на рыночные отношения.

Для России в XXI веке формирование гражданского общества должно стать национальной идеей, т.е. такой, которая объединяет всех граждан российского общества вокруг единых целей. Основной детерминантой функционирования каждой сферы гражданского общества должна выступать собственность, ее характер и формы. Отношения собственности играют предопределяющую роль в развитии социальной и политической сфер российского общества. Государство, вместе с тем, меняет свои функции таким образом, что обеспечивает правовую и реальную защиту всем гражданам в многообразии проявления их интересов и видов деятельности.

Экономическая, социальная, политическая и правовая сферы общества образуют структуру гражданского общества. Свое субъективное выражение эта структура находит в гражданской нравственности, составляющей важную сторону национальной идеи современной России.

В.П.ЛЬВОВИЧ, к.ф.н.