от первого лица

Гражданское общество – равнобедренный треугольник?

Вопросы, на которые отвечали высшие государственные чиновники Республики Карелия:
1. Как вы считаете, необходима ли России национальная идея?
2. Соответствует ли гражданское общество национальным традициям России?
3. Полагаете ли вы, что в России существует гражданское общество или его элементы?
4. Какие, на ваш взгляд, ценности и ориентиры наиболее значимы и важны для гражданского общества?
5. Ваше мнение о месте и роли государства в гражданском обществе.
6. Каковы наиболее значимые проблемы, стоящие сейчас перед Россией?
7. Ваша оценка института президентства в современной России.
8. Ваше видение будущего гражданского общества в России.
В рамках подготовки Форума «Формирование гражданского общества как национальная идея России в XXI веке» был проведен опрос государственных и политических деятелей по проблемам гражданского общества в аспекте национальных и мировых традиций. Наиболее обстоятельными и хорошо обоснованными с точки зрения оргкомитета Форума оказались ответы, поступившие из Республики Карелия.

Сергей Леонидович Катанандов, председатель правительства Республики Карелия.

1. Крайне необходима и как можно скорее. От этого зависит, быть России или не быть.

2. К сожалению, историческим традициям России — едва ли. Традиции национальной жизни нашей страны с принципами гражданского общества, каким оно существует в Европейском мире, смыкаются лишь частично, может быть, только в одном элементе — в русской деревенской общине. Вся остальная русская история свидетельствует об обратном. В XX век Россия вступила без конституции, без парламента. Российский монархизм — это извечная, тысячелетняя потребность в поводыре, вожаке, добром царе. Государство российское и в период самодержавия, и в советскую историю подавляло и общество, и личность.

3. Гражданского общества, конечно, нет. Элементы — да. 7 лет существует первая в истории России реальная конституция, так же, как и находящийся пока в младенческом состоянии реальный парламент. Свобода слова, многопартийность, безусловно, тоже реальные элементы гражданского общества.

4. Гражданское общество — это своего рода равнобедренный треугольник, где государство, общество и личность равны, равноценны, находятся друг к другу в отношении паритета. Безусловным должно быть обеспечение социальных и экономических гарантий прав и исполнения обязанностей граждан.

5. В России в силу национальной специфики — огромной территории, сложного федеративного устройства — государство всегда должно быть сильным. Но при этом государство должно быть равноправным партнером общества и каждой конкретной личности. Известный кинорежиссер А.Сокуров верно заметил: «Власть должна быть образованна, осторожна и, как это ни странно, добра». Таков идеал взаимоотношений государства со своими гражданами в обществе, которое можно будет именовать гражданским. Главной целью нашего государства должно стать: сделать, наконец, жизнь каждого россиянина достойной называться человеческой жизнью.

6. а) Сохранение — вплоть до применения жестких авторитарных методов — целостности территории России.

б) Всемерное развитие образования и науки как решающего фактора прорыва России в ряд наиболее развитых стран мира, преодоление угрожающей нации духовной деградации общества.

в) Решительный, быстрый подъем все еще продолжающего падать уровня жизни населения, который не выдерживает никакого сравнения с европейскими странами, без чего все разговоры о национальной идее, гражданском обществе — пустой звук. Высший, 18-й разряд единой тарифной сетки не обеспечивает даже прожиточного минимума!

г) Решительное жесткое ограничение непомерных аппетитов скороспелых российских олигархов, государственный курс на бедных. (Курс президента США Ф.Д.Рузвельта в 30-е годы, в десятилетие создавший средний класс, обеспечил благополучие населения всей страны).

д) Безопасность граждан.

е) Повсеместное каждодневное нарушение прав россиян. Законы не обеспечивают защиты этих прав. По-прежнему правды приходится добиваться через суды, через унижения перед чиновниками.

и) Проблема создания истинного общественного мнения и общественного контроля действий власти через действительно обеспеченную свободу прессы как от давления власти, так от однобокой «правды» олигархов, которые, скупая прессу, ловко манипулируют общественным мнением.

к) Повышение общей культуры россиян, воспитание на национальных патриотических и культурных традициях.

7. Сильный президент — необходимое условие сохранения России как целостного, экономически и политически значимого и авторитетного в мире государства. Президент должен стать гарантом выработки гибкой экономической, социальной, региональной и национальной политики с учетом как отечественных уроков, так и опыта зарубежных стран.

8. Конкретно сегодня говорить об этом крайне трудно в условиях, когда у большинства россиян нет никакой уверенности в своем завтрашнем дне. Ясно одно: формирование гражданского общества в России будет иметь ярко выраженные национальные особенности в силу природно-экономической специфики, множества оттенков национальных проблем и отсутствия собственного опыта подобного развития.

Валерий Александрович Шлямин, министр внешних связей Республики Карелия.

1. Считаю, что необходима.

2. Создание гражданского общества в России не противоречит национальным традициям нашей страны. Следует в полной мере учитывать фактор времени и современные тенденции в меняющейся России. Не стоит забывать, что Россия — это неотъемлемая часть Европы.

3. Нет сомнения в том, что целый ряд элементов гражданского общества в России уже существует.

4. Думаю, что принцип четкого разделения полномочий и ответственности между ветвями власти в стране, а также между Центром и регионами в федеративном государстве при сохранении гласности и свободы средств массовой информации — наиболее значимы в гражданском обществе федеративного государства. Кроме того, права человека, его безопасность и всемерная поддержка национальной науки и культуры — несомненные ценности гражданского общества в любой стране, не исключая Россию.

5. В обозримой перспективе государство в системе гражданского общества будет центральным звеном. Его роль в формировании политического, морального климата в обществе, если угодно — «правил игры» — трудно переоценить. Вместе с тем, для России ближайшего десятилетия будет характерна тенденция укрепления 4—5 политических партий, немногочисленных общественных движений, молодежных и профсоюзных организаций, церкви.

6. Если очень коротко, то следующие:

а) проблема сохранения целостности самого большого в мире по территории государства, испытывающего управленческий кризис. Не найдена оптимальная модель взаимоотношений между федеральным Центром и регионами.

б) проблема преодоления культурной (духовной) деградации общества и сохранения уникального культурного наследия.

в) проблема нарастающего технического и технологического отставания отечественной промышленности, сельского хозяйства, связи и падающий уровень жизни населения по сравнению с развитыми в экономическом отношении странами мира.

г) проблема борьбы с организованной преступностью и коррупцией.

д) проблема сохранения природы в промышленных регионах страны.

е) проблема физической культуры и здоровья общества, особенно материнства и детства. Отношение к старикам и инвалидам — индикатор благополучия любого общества. В этой сфере Россия испытывает национальное бедствие.

ж) проблема сохранения отечественной фундаментальной науки и ее укрепления, тесно связанная с проблемой реформы образования.

з) проблема становления политической культуры общества.

7. Россия может сохраниться как государство только при сохранении достаточно сильного института президентства, во всяком случае в обозримой перспективе. При этом для нашей страны принципиально важно выстроить систему сдержек и противовесов в политической системе общества, с тем чтобы не допустить перекосов в управлении социально-экономическим развитием общества. Президент России прежде других заинтересован в устойчивом развитии общества. Наличие института президентства с подчинением ему всех силовых структур совершенно не означает перспективы решения проблем дисбаланса в развитии регионов, возможных межрегиональных и межнациональных, межрелигиозных споров и конфликтов с позиции силы. Выход заключается в выработке под эгидой президента России гибкой региональной и национальной политики с учетом уже имеющегося отечественного и зарубежного опыта.

8. Мое видение гражданского общества в России не умещается в краткий ответ. Позвольте мне штрихами наметить «портрет» гражданского общества в нашей стране.

а) Все основные элементы из конструкции гражданского общества сложившихся демократических стран мира будут свойственны и для России.

б) Тенденции становления гражданского общества в России и иных странах будут иметь различные скорости реализации.

в) Гражданское общество в России еще длительное время (по меньшей мере 50 лет) будет сохранять ярко выраженные национальные особенности.

г) Не следует исключать из анализа вероятных сценариев развития экономической и политической ситуации в нашей стране возможных угроз становлению гражданского общества.

Галина Анатольевна Разбивная, министр образования и по делам молодежи Республики Карелия.

1. Да.

2. Нет.

3. Не существует.

4. Согласие, патриотизм, образование, культура.

5. Координирует, является сотворцом, превозносит культуру экономическую и политическую, отличается образованностью, представитель власти имеет высочайший рейтинг в профессиональных кругах.

6. Определиться в приоритетах, найти свое достойное место в мировом сообществе, не хоронить Россию и не унижать россиян, работать на успех, беречь свои ресурсы, особенно талантливых людей.

7. Оценка: союзник цинизма и антипод ценности. Ценю пока внятность президента, но институт для меня что-то теневое.

8. Вдохновляющий образ Родины, открытость и значимость решения. Не жалеть ресурсов на молодежную политику, не задействовать молодежь в экономических войнах.

Евгений Николаевич Акатьев, начальник Архивного управления Республики Карелия.

1. Да.

2. Нет.

3. Только элементы.

4. Соблюдение и защита прав, свобод, чести и достоинства граждан, создание условий для свободного и культурного развития представителей всех народов.

5. Создание условий для стабильного развития экономики. Развитие альтернативных государственным структурам систем и структур в экономике, политике, культуре путем ограничения государственного вмешательства в экономическую и социокультурную жизнь личности, расширения демократического законодательства, формирования демократических институтов управления, соблюдения прав и свобод гражданина.

6. Структурный кризис экономики, углубляющийся низкой эффективностью производства и неконкурентоспособностью многих видов производственной продукции, отсутствием инвестиций;

— слабое развитие рыночной инфраструктуры;

— снижение государственного влияния на деятельность предприятий;

— низкий уровень государственного регулирования важнейших социально-экономических процессов;

— тяжелое положение хозяйствующих субъектов;

— высокий уровень преступности;

— медленная адаптация крупных и средних предприятий к рыночным условиям;

— рост общей безработицы и увеличение издержек рынка труда.

7. Положительная.

8. Ближайшие годы — усиление роли государственного регулирования. В перспективе — усиление рыночных механизмов функционирования экономики.