ПРЕДЫДУЩАЯ ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД ОБРАТНО ВНИЗВНИЗ ВНИЗ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ СЛЕДУЮЩАЯ



О программах выживания

Я — вождь земных царей и царь — Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала как закон,

Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянья всех людей — как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах — как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей и царь — Ассаргадон.

В.Я.Брюсов

С.Г.Кошурников

С.Г.Кошурников. Фото М.Дмитриева


Ассирийские глиняные таблички. Музей истории Средиземноморья. Стокгольм.

Ассирийская надпись

Перед разговором с доцентом восточного факультета ассириологом Сергеем Георгиевичем КОШУРНИКОВЫМ я пытался припомнить, что я знаю об Ассирии и ассирийцах. Кроме каменных барельефов с суровыми бородатыми царями, натягивающими лук, и глиняных табличек с клинописью, напоминающей следы птиц на илистой отмели (из полузабытого школьного учебника истории Древнего мира) вспоминалось разве что колесо, изобретенное человеком где-то там и тогда, по всей видимости, придуманное даже не ассирийцами, а каким-нибудь иным народом из бесчисленных и разноязычных племен, создававших в незапамятные времена города-государства в одном из самых древних очагов земледелия и цивилизации. Да еще процитированные в эпиграфе стихи В.Я.Брюсова.

Валерий Яковлевич, поэт ученый, начитанный, в наши дни не пользуется непререкаемым авторитетом, воды русской поэзии потекли в другом направлении, она проложила свое русло не там, где рассчитывал знаменитый символист. Стихи он писал великолепные, хотя и несколько тяжеловатые, неподвижные. Стихотворение «Ассаргадон», не заключая в себе зерна развития, будучи как бы иллюстративным, лишь поэтической стилизацией старой надписи, живет, тем не менее, больше столетия в нашей памяти — и не умирает. Контрапункт, не обозначенный и не развернутый в тексте, лежит вне границ четырнадцати строк, на белых полях страницы, но все же существует и включает мощное силовое поле смысла: исчерпавший до дна прижизненную славу Ассархадон присутствует сегодня в человеческой истории, в сознании читающего русского несколькими словами в энциклопедическом словаре, с его именем ассоциируются у читателя разве что стихи старшего символиста Брюсова.

Впрочем, не будем чрезмерно увлекаться литературными образами. Имя древних ассирийцев, живших на севере Месопотамии, звучит в названии науки, ассириологии, которая, в широком смысле, есть совокупность наук, изучающих языки, письменность, культуру и историю Ассирии и Вавилонии, или, еще шире, почти всех цивилизаций, пользовавшихся в древности клинописью.

Как научиться программированию?

Доцент С.Г.Кошурников, выпускник 1982 года, преподает на родном восточном факультете и занимается экономикой старовавилонского периода.

— Безусловно, Ассирия как звено цивилизации что-то дала миру, а не только грабила сопредельные народы. Иногда она контролировала всю Месопотамию, и ассирийские цари были вавилонскими царями, но это произошло только в первом тысячелетии до н.э., до этого времени она была маленьким городом, иногда выраставшим до размеров государства. В первом тысячелетии до н.э. ассирийцы недолгое время контролировали Египет. В XX веке они лидировали в транзитной торговле, были у них несомненные достижения, был и геноцид, который ассирийские цари в определенное время сделали нормой. У ассирийцев сложная и пестрая история.

В отличие от Египта с его централизацией, Месопотамия представляла собою мозаику небольших регионов, развивавшихся самостоятельно, лишь на короткое время объединявшихся военной силой в крупные государства. По сравнению с папирусом, глина — чрезвычайно дешевый материал, каждого школьника учили лепить табличку, чтобы затем писать на ней. Таких текстов сохранилось много, они хорошо сохраняются. Точно никто не подсчитывал, но в музеях мира имеется несколько сотен тысяч текстов.

По интересующей меня теме существует масса материалов, это меня и подвигло к более углубленному изучению компьютерных возможностей в плане поиска и переработки информации. Обилие материала до сих пор приводит к путанице, возникшей с самых первых публикаций. Эта путаница не позволяет науке продвигаться вперед, она наслаивает различные точки зрения и подходы, и зачастую оказывается, что под ними нет никаких оснований. Таких примеров я по своей теме знаю немало. Документы, которые долгие годы цитировались и цитируются, зачастую некорректно понимаются, и происходит это именно из-за обилия материала. Его трудно обозреть, слишком большой объем информации приходится держать в уме. Мне интересны цены на недвижимость, в документах можно найти массу любопытной информации, но до кропотливого анализа всех доступных текстов останется элемент сомнения: что-то, возможно, не так, где-то может быть нечто, что способно поменять всю картину, все наши представления. Так я пришел к мысли создать свою базу данных.

— Где и по каким книгам вы учились этому, Сергей Георгиевич?

— Сначала непосредственно у компьютера, перед монитором. Щелкаешь по "хелпам" в программе, смотришь, что можно ждать от программы. За компьютер я сел впервые в США, в доме у знакомых, где я жил в 1990 году, там уже были в то время 386-е. Там я и приобрел свою первую машину и, помню, звонил в соответствующие инстанции и узнавал, компьютер какого класса я имею право вывезти в СССР из США.

В 1993-94 годах появились вполне приличные для современного уровня программы баз данных, в том числе MS Access. Одну из его первых версий мне показал приятель, я ее попробовал — и началось. Первоначально я пытался освоить программу MS Works, она оказалась примитивной, со многими ограничениями; затем MS Excel, это хорошая программа для систематизации и калькулирования данных, но тоже с ограничениями. В программе MS Word работали почти все, кто садился за компьютер. Перед вами страница, экран компьютера как рабочий стол, и здесь вы расставляете буквы, картинки, можете вставить табличку, разные мелочи: замена, поиск и пр. Здесь сам пользователь должен организовать свой материал. Это ее достоинство, компьютер можно использовать и как пишущую машинку, и как нечто большее, но он потребует от пользователя приличных знаний, если тот захочет чего-то добиться. По тому же принципу организован и MS Excel, но он имеет уже ячейки с адресами. Вы можете в ячейку вставить какую-то конкретную информацию и ссылаться на нее в других ячейках. То есть перед вами тот же самый лист, но он разбит на ячейки с информацией, и они могут перекалькулироваться, ссылаться друг на друга. MS Excel используется многими фирмами именно для ввода деловой информации.

База данных — другое, это хранилище большого объема информации. Где она находится — вы не видите, вы имеете дело с интерфейсом, с формой. Пользователя не интересует, что делается за этой формой, он видит эту форму, он концентрирует внимание на сегменте данных. Вот в чем философия интерфейса баз данных. Принципы формализации были головной болью с 1994 по 1996-й год. В 1996-97 годах, являясь стипендиатом фонда Александра фон Гумбольдта и работая в Германии над проблемами старовавилонской экономики, я уделял много времени программированию, то есть пытался формализовать материал, и к настоящему времени мне удалось создать более специализированную программу, которая позволяет быстро вводить экономические параметры клинописных документов и быстро получать ответы на вопросы по интересующим параметрам: соотношение цен, участники сделок и пр.

Это все годится для конкретной, очень узкой группы пользователей, для нескольких десятков человек в мире. Но поскольку программа создавалась для выполнения целого спектра задач и прежде всего позволяла решать проблемы филологов, работающих с текстом, вводящих данные о тексте, получилось так, что автоматизация оказалась интересна для филологов, историков, юристов, широкого круга пользователей.

Программы GOSHA

С развитием в последние пять-шесть лет программ баз данных и с их приспособлением к работе в Интернете появились возможности для размещения больших объемов научной и иной информации и автоматизации доступа к этой информации с обычного персонального компьютера. Объем базы данных может превысить размеры доступного пространства на жестком диске и приводить к замедлению процесса поиска данных при размещении текстовой информации в рамках самой базы. В случае использования и хранения форматированных текстовых файлов или графики размеры базы данных могут катастрофически возрастать. Поэтому применение современных технологических решений, обеспечивающих хранение и поиск «информации об информации» с последующим автоматизированным извлечением (загрузкой) интересующих данных, делает и компьютер обычного пользователя мощным инструментом организации баз данных большого объема.

На базе MS Access 97 разработаны несколько версий программы GOSHA, представляющей собою менеджер данных любого типа и позволяющей создавать библиотеки данных фактически безграничного объема (на CD дисках), включая библиографию, тексты, документы, фотографии, копии рукописей.

Пользователю, будь то школьник, студент или большая библиотека, предоставляется несколько «уровней» хранения информации:
— в самой базе данных, в том числе как сортируемой, так и в полях большого объема;
— в виде файлов, присоединяемых к записям базы данных;
— в виде адресных ссылок (гиперлинков) на файлы, размещенные в том числе в глобальной сети Интернет.

Первый метод хранения данных обеспечивает автоматизированный ввод и оперативный поиск данных, организацию информации об информации, является своего рода мозгом системы. Основными его преимуществами являются возможность оперировать индексными и словарными данными в двух видах, а именно, в виде моментально сортируемых индексов и «запакованных» данных, сжатых до объема, лишь на несколько процентов превышающего общий объем оцифрованной текстовой информации.

Второй метод хранения и поиска информации практически не увеличивает размеры базы данных. Там сохраняется лишь информация о том, где находится и как называется файл, присоединяемый к конкретной записи. Сохранение и загрузка файлов производится автоматизированно, при этом файлы могут сохраняться как на жестком диске, так и записываться напрямую на лазерных дисках, что позволяет создавать библиотеки данных безграничного объема. Так, например, библиотека может сохранять на лазерных дисках отсканированные редкие рукописи или книги, а лаборатория — хранить фотографии или иные данные в электронном виде.

Представляется реальным перевести большинство изданий, хранящихся в библиотеках, в электронный формат с предоставлением возможностей поиска интересующего издания и его содержания за несколько секунд. Один лазерный диск может «вмещать» до ста книг, представленных в графическом формате отсканированных страниц. Текстовой или PDF формат позволят не только увеличить объемы хранящейся на одном лазерном диске текстовой информации, но и сделают ее доступной для автоматизированных поисковых систем, являющихся преимуществом программ GOSHA.

Третьим методом поиска данных, обеспечиваемым программами GOSHA, является установка ссылок (гиперлинков), что позволяет не только автоматизированно загружать интересующие пользователя файлы, но и сохранять информацию о сайтах в Интернете. При этом глобальная сеть Интернет фактически становится информационной частью базы данных, размещенной на обычном персональном компьютере.

Так ли уж необходимо любить компьютер?

— По мере освоения технологических, типично программистских принципов я вышел на массу приемов, могущих облегчить жизнь многих и многих ученых, да и не только ученых, но они об этих приемах мало знают. Почему? Это главная проблема, и не только российская. Гуманитары достигают определенных научных результатов поздно. Старшему поколению зачастую психологически трудно подойти к компьютеру. Есть и особенности национального менталитета. Если у всех американских участников одной научной конференции были свои e-mail адреса еще в 1990 году, то у многих европейских коллег и в середине 90-х я встречал глубокий скепсис в отношении возможностей эффективно использовать компьютер. У многих существует психологический барьер, отсутствие понимания того, что можно взять от компьютера. Отсюда возникает скепсис, с которым мы и сейчас повсеместно сталкиваемся в научном гуманитарном мире, и с ним приходится считаться, используя при этом любую возможность переубедить. Скепсис будет преодолен, когда придет новое поколение. Впрочем, в России это еще и денежная проблема: половина студентов имеет доступ к хорошим компьютерам, если не к своим персональным, то к компьютерам брата, родителей, а у преподавателей и этого нет. Все это мне понятно, но от этого ничто не меняется.

Старшему поколению трудно перейти с картотеки на компьютер, тем более что многие картотеки создавались всю жизнь. Повторить свой труд? На это уже нет времени. Умирает ученый — и картотека зачастую идет на помойку. Решение проблемы — в автоматизации ввода данных. То, что делали годами, компьютер сделает за минуты. Однако интеллекта он не заменит. Это всего лишь инструмент. Конечно, приятнее работать с книгой, рукописью, компьютер формален, но он помогает решать многие проблемы. Если я придумаю что-то новое, кому-то не придется изобретать велосипед. Эта мысль и заставляет меня сделать шаг, даже, может быть, прорыв в этой области. Не я один занимаюсь компьютеризацией древних архивов, за рубежом есть проекты, это в нашей стране подобные проекты фактически отсутствуют по причине отсутствия денег.

Как разрушить барьер между компьютером и человеком, программой и человеком? Все отдают себе отчет, что потоки информации резко возрастают с каждым годом. Охватить материал становится тяжело, просто невозможно. Вы думаете, ассириология — наука для немногих? Это целый блок наук, 2-3 тысячи работ в год публикуются сегодня по ассириологии. Справочная литература дорогая и многим недоступна, поиск интересующей информации может быть слишком долгим. Однажды я два месяца ждал книгу из «Ленинки», потом съездил в Москву, поработал и вернулся. Но это же не подход! Время безвозвратно уходит, пора всем придти к пониманию того, что рано или поздно тебе необходимо сесть за компьютер. Иначе ты отстанешь уже навсегда.

Чем же мы закрепощены?

— Сергей Георгиевич, похоже, что мы закрепощены безденежьем. Есть мозги, но нет времени работать на будущее, необходимость зарабатывать на хлеб съедает все необходимое время. Тут уж не до электронной дорогостоящей техники.

— Трудно сказать, от чего наши беды, от бедности или от богатства. У поляков нет нефти, и они живут и будут жить лучше, чем мы. Может быть, наша трагедия в том, что государство у нас богато (не на голом песке живем, как живут японцы), а люди в своей массе нищие, многие с менталитетом нищеты и верноподданничества, потому и будем еще долго жить у плюшкинской кучи хлама...


Разговор наш продолжался, да сказать по совести, и сейчас еще не исчерпался. Поскольку это, вероятно, самая главная тема сегодняшних наших разговоров. Откровенно говоря, не так и важно, богаты мы или бедны. (И богаты, и бедны одновременно. И богаты, как никто в мире не богат, и бедны, как в страшном сне не приснится последнему европейскому нищему). Но, повторю, не в том суть.

Государство, установившее контроль над одной шестой земной поверхности, под которой скрываются больше половины планетарных запасов полезных ископаемых, не в состоянии дать своим детям полноценное образование, но снова озабоченно пересматривает свою военную доктрину, увеличивает расходы на военный сектор и раздражается до потери самообладания только от угрозы сепаратизма. Иносказательно выражаясь, вместо того, чтобы, не жалея денег и времени, трудов и усилий, научить каждого ребенка лепить из глины табличку и писать на ней, власть хочет высекать надписи о своем величии на вечных камнях и расставлять их по рубежам страны. Не подумать ли нам самим о себе? Ведь ничто нас не спасет от забвения, если мы не будем идти в ногу с веком. Мы очень скоро канем в небытие и послужим, как говорил Чаадаев, отрицательным примером для человечества. В роли, может быть, поучительной и благородной для зрителей, но печальной для нас. А скорее всего, так случится, что и для такой роли мы не пригодимся, ибо какая же роль у того, кого нет на сцене? И будут наш прекрасный и мертвый язык изучать будущие прилежные гимназисты...

Александр ШУМИЛОВ


ПРЕДЫДУЩАЯ ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД ОБРАТНО ВВЕРХ ВНИЗ ВВЕРХ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ СЛЕДУЮЩАЯ