ПРЕДЫДУЩАЯ ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД ОБРАТНО ВНИЗВНИЗ ВНИЗ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ СЛЕДУЮЩАЯ


официальный отдел

Российское образование: состояние, проблемы, перспективы

Доклад министра образования Российской Федерации В.М.Филиппова на Всероссийском совещании работников образования
Москва, Кремль.14 января 2000 года

Уважаемые участники совещания! Прежде чем перейти к изложению основных задач и направлений развития российского образования, необходимо подчеркнуть, что несмотря на все трудности прошедшего десятилетия, система образования России не только сохранилась как одна из признанных, крупнейших в мире образовательных систем. По ряду направлений за прошедшее десятилетие в системе образования России произошел целый ряд прогрессивных структурных и функциональных изменений. Вот лишь некоторые из них.

В.М.Филиппов

Владимир Михайлович Филиппов

Родился в 1951 году. Окончил Университет дружбы народов (УДН) имени Патриса Лумумбы в 1973 году. Кандидатскую и докторскую диссертации защитил в Математическом институте имени В.А. Стеклова АН СССР.

Был ассистентом кафедры высшей математики, председателем Совета молодых ученых, начальником научного управления УДН имени Патриса Лумумбы, с 1985 по 1993 год — заведующий кафедрой математического анализа, декан факультета физико-математических и естественных наук УДН.

С 15 июня 1993 года — ректор Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (избран на заседании ученого совета университета).

С 30 сентября 1998 года — министр общего и профессионального образования Российской Федерации.

Доктор физико-математических наук, профессор. Автор свыше 80 научных работ.

С 25 мая 1999 года по август 1999 г. — министр образования Российской Федерации.

С 9 августа - и.о. министра образования РФ.

19 августа 1999 г. президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин своим Указом назначил В.М.Филиппова министром образования Российской Федерации.

Российская газета

1. Российская система образования в 90-е годы получила в виде закона «Об образовании» и закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» одно из самых прогрессивных в мире законодательств, устанавливающее обширную автономию учреждений, особенно — профессионального образования, и широкие академические свободы в реализации образовательных программ.

2. Сделаны конкретные шаги на пути гуманизации образования, обращения к личности обучаемого и воспитанника, особенно в системе дошкольного образования.

3. Одной из примечательных характеристик общего образования стала его вариативность: стабильно растет число новых видов образовательных учреждений — лицеев, гимназий и образовательных центров, которые позволяют лучше учитывать разнообразие познавательных интересов учащихся и шире внедрять личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания. Сегодня более 2,5 миллиона детей обучаются в 7,5 тысячи профилированных школах.

3. Качественные изменения произошли в содержании общего образования, где до 25% учебного плана теперь составляет время на предметы регионального и школьного компонентов. Существенно обогащено содержание общего образования в области обществознания, экологии, технологии, информатики, граждановедения, экономики, основ безопасности жизнедеятельности.

Складывающаяся вариативность обеспечивается многообразием учебной литературы. Если в советской школе использовалось около 130 наименований учебников, то на сегодня для школ выпущено более 1000 наименований учебников только по федеральному компоненту.

4. В области профессионального образования также достигнут целый ряд прогрессивных количественных и качественных изменений. При самом высоком показателе в СССР — 219 студентов на 10 тысяч населения, сегодня в России — 260 студентов на 10 тысяч населения. Более того, по доле студентов высшего и среднего профессионального образования Россия достигла показателя 400 студентов на 10 тысяч населения, что является одним из самых высоких показателей среди всех стран мира.

5. В 90-е годы в российской системе образования были впервые внедрены государственные образовательные стандарты для начального, среднего и высшего профессионального образования с учетом принципов автономии учебных заведений в разработке и реализации образовательных программ.

6. Кардинальные изменения произошли в высшем образовании. Во-первых, здесь введена многоуровневая система подготовки специалистов, которую сегодня успешно реализуют 165 вузов. Во-вторых, усилилась фундаментализация содержания программ высшего образования, что повлекло за собой существенное сокращение номенклатуры специальностей, а также стало основой для преобразования институтов в университеты. В-третьих, по объему и широте дисциплин социально-экономического цикла образовательно-профессиональные программы российского высшего образования без преувеличения теперь можно отнести к одним из лучших в мире.

7. Важнейшими элементами российской системы образования стали процедуры аттестации, лицензирования и аккредитации. Эти новые формы, призванные обеспечить контроль качества образования и сохранить единое образовательное пространство в Российской Федерации, при соблюдении автономии образовательных учреждений и академических свобод преподавателей реально входят в нашу практику.

8. В условиях резкого снижения бюджетного финансирования системы образования подобные достижения были бы невозможны без формирования в 90-е годы практически «с нуля» негосударственного сектора профессионального образования. Сегодня в России действуют около 400 негосударственных высших учебных заведений, в которых обучаются 270 тысяч студентов.

Вместе с тем, разразившийся в последнее десятилетие социально-экономический кризис в стране поставил перед системой образования России целый ряд острых проблем. Разрешите остановиться лишь на ключевых и определить возможные пути их решения.

Естественно, к числу судьбоносных относится проблема финансового и материально-технического обеспечения, ибо дефицит поставил многие образовательные учреждения, особенно общего и начального профессионального образования, на грань выживания. Если в 1992 году доля расходов на образование в федеральном бюджете составляла 5,85%, то в последующие годы она неуклонно снижалась, составив в 1998 году лишь 3,45%.

Каковы здесь возможные перспективы и меры?

Во-первых, вынесенный на обсуждение проект Национальной Доктрины образования в Российской Федерации законодательно определяет приоритетные параметры финансирования системы образования, в том числе их поэтапное увеличение до показателей развитых стран мира.

Во-вторых, в последние полтора года стала реальностью положительная тенденция роста расходов на образование — с 3,45% в 1998 году эта доля в федеральном бюджете увеличилась до 3,63% в 1999 году и до 3,75% в 2000 году. Казалось бы, прирост незначительный, но в 1999 году за счет этого удалось обеспечить увеличение и своевременность выплат в полном объеме стипендий и заработной платы учреждениям федерального ведения. В 2000 году впервые за последние 5 лет в бюджете предусмотрены существенные средства на статью «прочие расходы», в том числе — на капитальный ремонт, приобретение оборудования, а также на оплату коммунальных расходов.

Вместе с тем очевидно — в ближайшие годы бюджетных средств будет явно не хватать для решения копившихся годами финансовых и материально-технических проблем. В этих условиях необходимо дальнейшее развитие многоканального финансирования учреждений образования из бюджетов различных уровней, привлечение в систему образования внебюджетных средств, в первую очередь за счет расширения дополнительных образовательных услуг и инновационной научной деятельности. О возможностях в этом направлении говорит тот факт, что внебюджетные поступления по учреждениям высшего, среднего и начального профессионального образования только по системе Минобразования России достигли в 1999 году 9 миллиардов рублей, что составляет около 40% федерального бюджета на образование. Насущной задачей в этом направлении является разработка адекватных нормативных и правовых актов, в том числе в области льготного налогообложения, стимулирующих привлечение внебюджетных средств в сферу образования. Соответствующие меры по предложениям образовательных учреждений намечены в проектах решений Совещания и такая работа уже ведется в правительстве России.

Особого подхода требуют финансово-экономические проблемы общеобразовательных учреждений, которые в соответствии с действующим законодательством оказались в ведении муниципалитетов. Предложенный совещанию в соответствии с поручением председателя правительства Российской Федерации В.В.Путина проект закона «О государственных гарантиях права граждан на получение общего образования» направлен, в частности, на расширение возможностей финансирования и содержания материально-технической базы общеобразовательных школ путем соучреждения их муниципалитетами совместно с субъектами Российской Федерации. Безусловно, положительную роль в улучшении положения в общем образовании должны сыграть также намеченные в решениях Совещания разработка и принятие правовых актов по нормативному финансированию общеобразовательных учреждений.

Предусмотренное Указом президента России от 31 августа 1999 года создание попечительских советов учреждений общего образования также направлено в первую очередь на расширение помощи общеобразовательной школе. К сожалению, во многих субъектах Федерации активная работа по созданию попечительских советов еще не начиналась. Кроме того, назрела необходимость разработки как на федеральном, так и на региональном уровнях соответствующих правовых актов по стимулированию привлечения средств в фонды общеобразовательных учреждений и попечительских советов школ.

С проблемами финансирования тесно связаны вопросы уровня оплаты труда и пенсионного обеспечения в сфере образования. Для учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования федерального ведения в прошедшем году были решены вопросы своевременной и в полном соответствии с утвержденным бюджетом выплаты заработной платы и стипендии. Благодаря активной целевой работе правительства России совместно с субъектами Российской Федерации, удалось также существенно снизить задолженность по заработной плате работникам образовательных учреждений, подчиненных субъектам и муниципалитетам Федерации. Так, если на 1 января 1999 года задолженность перед работниками общеобразовательных учреждений по статье 1 заработной платы составляла 5,9 млрд. рублей, то за год она уменьшилась до 2,5 млрд. рублей, то есть более чем в два раза. А это означает, что в абсолютном большинстве регионов России одновременно с погашением задолженности происходила, в среднем, ежемесячная в полном объеме выплата текущей заработной платы.

Вместе с тем сохраняются проблемы несвоевременности выплат заработной платы работникам общеобразовательных учреждений в ряде субъектов Федерации и низкий уровень оплаты труда в целом по системе образования, включая профессиональное образование. Начиная с кризисного августа 1998 года средняя заработная плата работников образования России стала не только ниже средней по отраслям экономики, но она впервые стала ниже прожиточного минимума.

Что в этих условиях планируется предпринять?

Во-первых, председателем правительства России В.В.Путиным 1 декабря 1999 года поставлена задача — в ближайшие три месяца полностью погасить задолженность по заработной плате перед работниками образовательных учреждений, подведомственных муниципалитетам и субъектам Российской Федерации.

Во-вторых, в проекте Национальной Доктрины образования предусматривается законодательное закрепление поэтапного увеличения заработной платы и пенсионного обеспечения в сфере образования, как в соответствии с действующим законодательством в ближайшие годы, так и, в последующем, до уровня общепринятых в развитых странах мира показателей для работников сферы образования относительно других отраслей.

В-третьих, Министерство образования готовит предложения об увеличении размеров надбавок за кандидатские и докторские степени, аналогично тому, как это было недавно реализовано для научных учреждений Российских государственных академий наук.

В-четвертых, 1 декабря председателем правительства России даны поручения Министерству труда и социального обеспечения подготовить уже в январе этого года совместно с профсоюзами предложения по внесению изменений и дополнений в Постановление правительства России от 22 сентября прошлого года (о пенсиях педагогическим работникам за выслугу лет), а также по увеличению размеров оплаты труда в сфере образования, здравоохранения и культуры.

Аналогично, уже в 1 квартале этого года в правительстве России должна быть завершена проработка предложений по улучшению пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы. Некоторые параметры в этом направлении также обозначены в проекте Национальной Доктрины образования. Среди первоочередных мер можно отметить работу по реализации Указа президента России о пенсионном обеспечении педагогических работников вузов (о размере пенсии в 75% от заработной платы), а также ведущуюся сейчас совместно с профсоюзами проработку возможностей создания в ближайшее время отраслевой системы пенсионного обеспечения для системы образования.

Этот целый комплекс мер по улучшению оплаты труда и пенсионного обеспечения в сфере образования нам необходимо реализовать, чтобы разрешить обостряющиеся проблемы обеспечения квалифицированными кадрами всех уровней российского образования.

Есть еще одна общесистемная, касающаяся всех уровней образования проблема — проблема обеспечения и контроля качества образования. Действительно, в условиях резкого относительного снижения затрат на образование — в первую очередь, на обновление учебно-лабораторной и материально-технической базы, во многих случаях возникла опасность снижения качества образования. На решение этих проблем направлена разрабатываемая сейчас Минобразованием совместно с Минэкономики России целевая программа «Индустрия образования». Но одновременно мы имеем значительные организационные резервы обеспечения качества образования, в частности, путем совершенствования организации учебного процесса, внедрения новых педагогических и информационных технологий.

Для общего образования переход к новой структуре и связанные с этим изменения содержания создают хорошую основу для повышения качества образования. Но только содержание, даже в сочетании с хорошей учебно-лабораторной базой, не может обеспечить качественного результата без современных, адекватных педагогических технологий. Поэтому важно предусмотреть, в том числе в проекте Национальной Доктрины образования, и практически обеспечить поддержку инновационных подходов — многообразия учебников и видов образовательных учреждений, новых педагогических технологий. Вместе с тем, в образовании по любому вопросу, как правило, столько же мнений, сколько педагогов и родителей, а непродуманное массовое внедрение даже теоретически верных идей (как это было недавно с известными аспектами полового воспитания) чревато опасными для детей последствиями. В связи с этим мы планируем поддержку и развитие сети федеральных экспериментальных площадок как на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, так и на базе инициативных образовательных учреждений.

Перед всеми уровнями профессионального образования также остро стоят вопросы обеспечения и контроля качества образования. В условиях, когда в ближайшие годы учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования вряд ли будут способны регулярно обновлять дорогостоящее современное оборудование для качественного обеспечения учебного и научного процессов, для организации практик, в этих условиях необходимо выстроить новые отношения с производством — как на договорной основе, так и на основе соответствующих нормативно-правовых положений на федеральном и региональном уровнях. При этом предстоит большая работа по внедрению в образовательный процесс новых педагогических технологий, опирающихся на современные информационные и телекоммуникационные возможности, предусматривающие более активное участие студентов и учащихся в реализации текущего учебного процесса. Мировой опыт организации науки в университетах показывает также, что мы обязаны обеспечить резкое увеличение использования инновационного потенциала науки высшей школы — как в отраслях, так и в регионах. Без внедрения всего этого в практику нашей системы профессионального образования она из передовых рискует оказаться на обочине истории.

Важным резервом повышения качества образования на всех уровнях является совершенствование процедур аттестации педагогических кадров, а также — лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Сейчас педагогической общественностью, в профсоюзе работников народного образования и науки обсуждаются проект Положения о порядке аттестации учителей в общеобразовательных учреждениях, а также проект Положения о порядке присвоения ученых званий в высших учебных заведениях. Разрабатываемые к введению в 2000 году, эти Положения должны носить прежде всего стимулирующий характер, направляющий педагогов при безусловном сохранении академических свобод на необходимость повышения своего педагогического мастерства.

С января этого года Минобразование перешло к единой процедуре, объединяющей лицензирование, аттестацию и аккредитацию вузов, что существенно сокращает время проведения указанных процедур, повышает их эффективность и ведет к сокращению расходов высших учебных заведений. Дальнейшее совершенствование процедур аттестации и аккредитации учреждений профессионального образования должно идти по пути более активного взаимодействия в этом процессе субъектов федерации с профессиональными ассоциациями — Советами ректоров регионов, отделениями Союза директоров средних специальных учебных заведений и ассоциации «Роспрофтех», повышением их роли и ответственности. В первую очередь это относится к анализу качества дистанционного образования (при безусловной его перспективности), а также к деятельности многочисленных филиалов вузов — они у нас теперь есть в большинстве райцентров России, что, мягко сказать, не прибавило в мире авторитета нашей системе образования и его качеству.

Особого внимания требует деятельность негосударственного сектора высшего образования, в чем активно оказывается заинтересована и сама Ассоциация негосударственных вузов. Очевидно, что существующая практика фактически заявительного характера открытия негосударственных вузов (когда при получении лицензии объектом рассмотрения являются в основном санитарные условия, в лучшем случае — условия кадрового обеспечения, а предлагаемые образовательные программы предметом анализа при выдаче лицензии не являются), эта практика, как показал опыт, требует новых решений, в том числе и на уровне совершенствования законодательства.

Значительным резервом обеспечения качества образования, улучшения координации деятельности всех уровней образования и повышения эффективности выделяемых на образование средств является разработка комплексных программ поддержки и развития региональных систем образования. На сегодня такие региональные программы развития есть в 79 субъектах Российской Федерации. Но задача создания новых и обновления действующих региональных программ развития образования становится особенно актуальной в свете предстоящих серьезных структурных изменений в системе дошкольного, общего среднего и профессионального образования, которые грядут в связи с проблемами демографического спада. Уже в ближайшие 3 года детей в начальной школе будет на 30% меньше, чем это было 5 лет назад; через 9 лет количество детей в средней школе вообще уменьшается на треть. В связи с этим особого внимания и особых решений потребуют обостряющиеся проблемы малокомплектных сельских школ — а таковых у нас почти 40% от всех школ страны. Число выпускников школы к 2009 году станет почти на 300 тысяч меньше, чем число бюджетных (бесплатных) мест приема в учреждения профессионального образования всех уровней. Причем к 2009 году — это в целом по стране, а в ряде регионов — Северо-Западном, Центрально-Европейском и некоторых других, такие процессы наступают уже через 5-6 лет, что требует проработки адекватных решений уже сегодня.

Предметом особой заботы в ближайшее время должна стать задача восстановления системы образования Чеченской Республики, где во многих случаях, особенно — в сельских районах, дети в течение четырех последних лет вообще не посещали школу. Уже 1 февраля на расширенной коллегии Министерства образования будет утверждена Программа мер по восстановлению системы образования в Чечне на всех уровнях — от дошкольного до высшего образования.

Уважаемые участники совещания!

После краткого анализа наших общесистемных проблем, разрешите теперь затронуть некоторые наиболее важные проблемы отдельных уровней образования.

Острой во многих муниципальных образованиях России стала проблема доступности дошкольного образования. За период с 1993 года закрыто более 20 тысяч дошкольных образовательных учреждений, а число мест в детских садах сократилось на 2,4 млн., то есть более чем на треть. С одной стороны, здесь — последствия демографического спада и положительный результат введения полуторагодового оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и трехлетнего соответствующего неоплачиваемого отпуска, что фактически привело к резкому сокращению ясельных групп. С другой стороны — невозможность родителей, особенно — в сельской местности, в условиях низкого уровня жизни и задержек в выплате заработной платы оплачивать содержание детей в детских садах. То, что на сегодня в целом по стране лишь около 50% детей дошкольного возраста посещают детские сады, требует анализа конкретных ситуаций в регионах Российской Федерации. Отсутствие внимания и адекватных социально-экономических решений в этом направлении, как известно, уже сейчас создает проблемы равного начального старта для детей в начальной школе. В перспективе, по мере создания условий для реализации 12-летнего общего образования, в соответствии с мировыми тенденциями — с 6-летнего возраста, непринятие адекватных мер может привести к еще более серьезным проблемам.

В связи с этим в плане законопроектной деятельности правительства России на 2000 год предусмотрена разработка законопроекта «О дошкольном образовании в Российской Федерации», где, в частности, будут предусмотрены механизмы поддержки ведомственных и муниципальных учреждений дошкольного образования, создание условий по привлечению инвестиций для их материального обеспечения. Кроме того, предполагается расширение практики новых, экономически целесообразных форм дошкольного образования.

Поскольку рассмотрение новой Думой указанного законопроекта может затянуться, Министерством образования уже внесены в правительство России соответствующие проект Указа президента России «О гарантиях права граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования» и проект постановления правительства «О мерах по сохранению и развитию системы дошкольного образования».

Уважаемые участники совещания!

В области общего образования за прошедшее десятилетие обострилась совокупность проблем, характеризующая несоответствие содержания и структуры общего образования интересам личности и возможностям учащихся. Ключевыми стали проблемы экстенсивного расширения содержания образования и интенсификации нагрузки на ученика и учителя. Наряду с тем, что расширялись, под предлогом необходимого обновления знаний, соответствующие разделы по физике, химии, биологии и другим предметам, вводился также целый ряд новых предметов регионального и федерального компонентов — информатика, граждановедение, основы экономики, экология, основы государства и права, основы безопасности жизнедеятельности и т.п.

Содержание общего образования принципиально не пересматривалось за последние 30 лет, а когда делались отдельные, бессистемные попытки пересмотра содержания по некоторым предметам, например, по математике, то это приводило к негативным последствиям. Разработка новых стандартов общего образования предусмотрена законом «Об образовании» 1992 года, но в течение почти 8 лет образовательное сообщество оказывалось бессильным в решении этой проблемы.

В итоге за последние 30 лет число предметов в школе увеличилось почти на треть, а недельная нагрузка на ученика возросла в 1,5-2 раза в зависимости от вида образовательного учреждения. Осложняет ситуацию и то, что срок обучения при сравнимых объемах содержания в российской школе на 2—3 года меньше, чем в абсолютном большинстве стран мира. Хотя главное — не в том, что теперь уже на 12-13-летнее полное среднее образование перешли все страны не только Западной, но и Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии, Белоруссию, Молдову и Украину. Главное — в наших результатах, а они таковы.

1. Снижение качества общего образования, когда согласно официальным данным, около половины учащихся школ не осваивают необходимого содержания по естественнонаучным предметам.

2. Колоссальные физические и нервные перегрузки детей. В совокупности с неблагоприятной социально-экономической и экологической ситуацией это приводит к тому, что только 15% детей заканчивают школу без хронических заболеваний.

3. Практическое отсутствие направленности общеобразовательных программ на воспитание здорового образа жизни, низкая практическая ориентация предлагаемых знаний и умений в средней школе. Мы много говорили о гуманитаризации общего образования, а число часов на русский язык и литературу сократили за последние тридцать лет с 800 до 600 часов. В итоге многие вузы вынуждены сейчас вводить на первых курсах преподавание русского языка, ибо даже поступившие в вуз студенты не способны грамотно писать и изъясняться!

Наконец, нас всех — и как педагогов, и как родителей — не может устраивать такое положение, когда поступление в высшие учебные заведения выпускникам школ обеспечивается в основном либо через репетиторство, либо через платные курсы при вузах, либо, в лучшем случае, через специальную подготовку в профилированных классах школы, но за которую, как правило, родителям приходится платить.

В содокладе президента Российской академии образования будут изложены содержательные аспекты новой Концепции структуры и содержания общего среднего образования. Разрешите затронуть лишь некоторые вопросы практической реализации Концепции.

Прежде всего следует отметить, что никакого массового перехода российского общего образования на новую структуру в ближайшие три-четыре года не будет и не может быть, ибо предстоит напряженная работа по подготовке нового содержания общего образования и его учебно-методического обеспечения, а не перераспределение на 12 лет ныне существующего содержания 11-летней школы.

В ближайшее полугодие предстоит разработать, очевидно, на конкурсной основе, варианты образовательного стандарта и базисного учебного плана в свете принимаемой Концепции. Далее, предстоит широкое обсуждение — педагогической и научной общественностью, в субъектах Российской Федерации, на августовских педагогических чтениях разработанных вариантов, с тем, чтобы осенью этого года выбрать оптимальные проекты государственного образовательного стандарта и базисного учебного плана.

После этого предстоит написание, также на основе конкурса авторов и издательств, новых учебников и апробация их с 2001/2002 учебного года в экспериментальном порядке в отдельных школах и в отдельных субъектах Российской Федерации. Кстати, еще два года назад Россия получила от Международного банка реконструкции и развития кредит под Инновационный образовательный проект, и в настоящее время имеются необходимые средства для разработки и написания около 300 учебников нового поколения для общего и начального профессионального образования. Этап апробации учебников занимает, как правило, около двух лет, и таким образом, даже в этом идеальном варианте реализация новой структуры и содержания общего образования возможна в целом по стране лишь с 2003—2004 годов.

Вместе с тем, мы не можем в течение всего этого периода безучастно наблюдать за проблемами нашего сегодняшнего общего образования. Поэтому предлагаемые проекты решений Совещания по этому вопросу определяют разработку и принятие ряда первоочередных мер по улучшению состояния в общем образовании, в том числе в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых предусмотрено создание специальной коррекционно-развивающей системы получения образования любого уровня.

Уважаемые участники совещания!

В настоящее время мы с удовлетворением можем констатировать активизацию развития дополнительного образования детей. Сегодня учреждения дополнительного образования посещают более 8 млн. детей. Практически ежегодное увеличение в последние три года сети и контингента обучающихся в этой системе показывает востребованность этой формы образования. Вместе с тем, в целом ряде регионов расширение системы дополнительного образования детей происходит пока очень медленно. Причем анализ показывает, что это не всегда напрямую связано только со сложным финансово-экономическим положением субъектов Федерации — многое зависит от найденных организационно-экономических решений. С учетом необходимости дальнейшей активизации и повышения эффективности профилактической работы по предупреждению преступности, наркомании среди детей и молодежи, по поручению председателя правительства В.В.Путина на заседании правительства России уже в этом месяце будет рассмотрен вопрос о дальнейшем развитии системы дополнительного образования детей. В этом же году в субъектах Российской Федерации предстоит на основе принятой в октябре 1999 года Федеральной программы развития воспитания разработать и принять соответствующие региональные программы.

В области профессионального образования одной из основных задач в ближайшие годы будет усложненная неопределенными социально-экономическими прогнозами задача подготовки кадров специалистов с учетом одновременно как отраслевых, так и региональных потребностей. По этим вопросам в ближайшие месяцы соответствующая стратегия будет обсуждаться на совместном заседании коллегий Министерства образования и Минтруда России.

Для учреждений начального профессионального образования правительством России уже утверждена соответствующая Концепция реформирования, предусматривающая стратегию передачи в перспективе учреждений профобразования в ведение субъектов Федерации. На сегодня 6 субъектов Российской Федерации приняли такие училища в свое ведение полностью, в 13 регионах финансирование их ведется за счет бюджетов субъектов Федерации при сохранении этих объектов в федеральной собственности. Но поспешная реализация этой Концепции по передаче учреждений начального профобразования в субъекты Федерации в условиях, когда там даже для учителей школ не хватает заработной платы, такая «реформа» могла привести к разрушению системы начального профессионального образования.

И все же и здесь нам необходимо более активное продвижение по расширению практики соучредительства, распределения полномочий, имея в виду, в частности, закрепление финансирования учреждений начального профобразования и содержания материально-технической базы училищ и лицеев из средств бюджетов различных уровней. В некоторых регионах идут дальше — обсуждаются вопросы передачи учреждений начального профобразования в ведение муниципалитетов. При этом, естественно, появляются ограничения по поступлению молодежи в эти училища из других районов, поэтому такие предложения требуют поиска адекватных решений. Наконец, в 2000 году предстоит на основе анализа сложившейся практики ответить на возникшую в последние годы, даже вопреки действующему законодательству, проблему реализации программ среднего профессионального образования в учреждениях начального профобразования — необходимо определиться, когда для этого есть потребности и возможности, а в каких случаях это может снизить качество соответствующего уровня образования.

Для учреждений среднего профессионального образования Концепция развития будет обсуждаться Коллегией Министерства уже 18 января. И здесь важно определить, в том числе и завтра на секции нашего Совещания, оптимальные — соответствующие тенденциям и отвечающие реалиям, направления развития.

Проблема сочетания профессионально-отраслевого и регионального заказа на подготовку специалистов стала актуальной и для высшего образования, в условиях, когда в большинстве вузов России около 80% студентов — жители данного региона. Важным элементом «обратной связи», учета потребностей рынка труда должны стать региональные информационные Центры поддержки трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, которые в рамках соответствующей Программы Минобразования мы планируем в ближайшие полтора года создать на базе региональных центров информатизации во всех регионах России. При этом предстоит объединить вышеуказанные Центры в единую общероссийскую информационную систему поддержки трудоустройства выпускников, а также сделать более системным взаимодействие вузов с работодателями.

В тяжелейших условиях пока еще не сложившейся российской рыночной экономики особого внимания и поддержки требует классическое университетское образование, которое является основой для подготовки высококвалифицированных научных кадров, способных поддержать и развить научный потенциал России, обеспечить ее конкурентоспособность на мировом рынке. В связи с этим Министерством образования совместно с Министерством науки и технологий прорабатываются предложения о введении статуса «исследовательских университетов» и целевой поддержке ведущих высших учебных заведений.

Говоря о подготовке современных инженерных кадров, без чего невозможно становление и развитие промышленности и экономики в целом, надо отметить принципиальное решение, принятое в прошлом году Российской ассоциацией инженерного образования. С учетом мировых тенденций и требований постиндустриального общества инженерные вузы взяли резкий курс на фундаментализацию подготовки инженерных кадров, сократив число специальностей и направлений подготовки с 305 до 72, при этом существенно расширив и обогатив практику многоуровневой подготовки специалистов.

Уважаемые участники Совещания!

Особую роль для всех уровней российского образования играет система педагогического образования, охватывающая 428 педагогических институтов и университетов и педагогических колледжей. Помимо этого, подготовка педагогических кадров ведется в 61 «классическом» университете и в 22 отраслевых вузах. Изменения последнего десятилетия поставили целый ряд новых проблем в подготовке современных педагогов; пока еще эти проблемы, как показало недавнее заседание коллегии Министерства, не нашли адекватного решения. Система педагогического образования по-прежнему готовит большинство учителей за 5 лет по сдвоенным специальностям, а на практике менее 30% из них используют вторую специальность — здесь резервы экономии средств и повышения качества подготовки специалистов. Педагогические вузы слабо используют возможности многоуровневой подготовки специалистов и в то же время не удовлетворяются запросы гимназий, лицеев на учителей, способных вести преподавание в профилированных классах. В условиях, когда до 40% приема в педагогические вузы — целевой прием из сельской местности, а около 90% студентов — жители данного региона, необходима комплексная координация деятельности педагогических вузов с основным потребителем — системой общего образования субъекта Федерации. Объективно надо отметить, что в целом ряде регионов есть интересный опыт взаимодействия педагогических вузов и колледжей с органами управления образованием по координации работ, вплоть до согласования учебных планов, организации практик в подготовке будущих учителей для конкретных школ, гимназий и лицеев.

Таким образом, признавая важность и необходимость сохранения в целом уникальной системы российского педагогического образования, нам необходимо уже в этом году разработать и принять Комплексную программу развития среднего и высшего педагогического образования, отвечающего потребностям практики в условиях реализации новой структуры и содержанию общего образования.

Одновременно остро стоит вопрос подготовки современных, в первую очередь — молодых кадров педагогов для высшей школы страны, способных обеспечивать разработку и реализацию новых педагогических технологий на базе все расширяющихся информационных и телекоммуникационных возможностей.

В ближайшие годы предстоит уделить особое внимание разрешению накопившихся проблем в области послевузовского образования и аттестации научных кадров — кандидатов и докторов наук. С одной стороны, в условия многоуровневой системы высшего образования «бакалавр» — «специалист» — «магистр», оказалась вписанной механически аспирантура, без учета специфики предшествующих образовательно-профессиональных программ. С другой стороны, нельзя мириться с тем, что число аспирантов, представляющих диссертации к защите, составляет около 27%, а число защищающих диссертации в установленный срок — менее 10%. Как быть при этом с аттестацией программ аспирантуры в вузах, если действующий Закон разрешает положительную аттестацию только при положительной итоговой (подчеркиваю — итоговой) аттестации не менее 50% выпускников? Очевидно, один из путей в этом направлении — разработка и реализация в аспирантуре как исследовательских, так и педагогически ориентированных образовательно-профессиональных программ.

Еще одна новая серьезная проблема подготовки научных кадров: в условиях снижения академической мобильности ученых, аспирантов, возникла угроза разрыва научных связей, замыкания научных школ на региональном уровне. В связи с этим Министерством образования совместно с Российской академией наук, Министерством науки и технологий, в том числе в рамках федеральной целевой программы «Интеграция фундаментальной науки и высшего образования», разработана специальная Программа целевой аспирантуры для молодых ученых на базе ведущих университетов и научных центров России.

В 2000 году предстоит завершение многоплановой работы по совершенствованию государственной системы аттестации научных кадров. Очевидно, что нельзя мириться с такими фактами, когда, например, в РСФСР было около 1500 диссертационных советов, а за прошедшее десятилетие их число увеличилось еще на 1500. При этом почти в 800 советах за год защищалось по 1—2 диссертации, словно такие советы создавались разовым образом для защиты одной чьей-то диссертации.

Поэтому в 1999 году Минобразованием, совместно с Российской академией наук и Министерством науки и технологий при активном участии отраслевых государственных академий наук, было разработано и проведено широкое общественное обсуждение нового Положения о порядке присуждения ученых степеней, а также новое положение о ВАКе — Высшей аттестационной комиссии; правительством России утвержден новый ее состав. Более чем на 60% обновлены составы экспертных советов ВАКа.

Завершается общественное обсуждение проекта нового Положения о диссертационных советах и уже в этом году планируется его введение в действие. На основе этой предварительной работы в 2000 году предстоит осуществить пересмотр сети диссертационных советов — сокращение их количества примерно вдвое, очевидно, как на основе анализа их предыдущей деятельности, так и с учетом наличия ведущих научных школ и потребностей регионов. При этом мы должны устранить порочную практику последних лет, когда защита диссертации стала возможной во многих диссертационных советах только при условии оплаты от 500 до 2000 долларов за так называемые «дополнительные услуги».

Существенного переосмысления в новых условиях требует система дополнительного профессионального образования. Отраслевой принцип построения советской экономики и системы образования привел в свое время к созданию уникальной системы институтов повышения квалификации: сегодня в России их более тысячи. Наученные горьким опытом синдрома перестройки всего и вся, мы, естественно, не можем ставить вопрос о разрушении этой масштабной системы, которая, кстати, на 3/4 обеспечивает себя за счет собственных, внебюджетных средств.

Речь о другом. В условиях резкого спада в ближайшее десятилетие, по демографическим причинам, платного образования по основным образовательным программам, необходимо обеспечить более активное включение в развитие сферы дополнительных образовательных услуг учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. Не обедняем ли мы учебный процесс, в том числе и экономически, отрывая его от насущных потребностей практики, когда, например, по мнению большинства субъектов Федерации, их педагогические вузы не могут вести повышение квалификации учителей и регионы размещают соответствующие заказы в своих областных институтах усовершенствования учителей? Требуют новых решений на федеральном уровне вопросы участия работодателей, предприятий всех форм собственности, в обеспечении, прежде всего финансовом, повышения квалификации своих работников. По всем этим вопросам планируется в 2000 году внести законопроект «О дополнительном образовании», по которому уже проведены парламентские слушания, и принять соответствующее постановление правительства Российской Федерации.

Уважаемые участники совещания!

На нашем форуме присутствуют делегации министерств образования Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины. В целях поддержки и развития интеграционных процессов и расширения возможностей академической мобильности для учащихся наших стран, реализация любых инновационных подходов в образовании требует координации соответствующей деятельности государствами-участниками СНГ. Это относится как к общему образованию, так и к начальному, среднему и высшему профессиональному образованию, к системе присвоения ученых степеней и званий. В рамках СНГ нам предстоит кропотливая работа по сохранению и укреплению общего образовательного пространства, которое бы способствовало развитию наших систем образования на конкурентоспособном уровне в сравнении со всеми другими образовательными системами.

Уважаемые коллеги!

В завершение следует подчеркнуть — в мире не существует идеальных систем образования: каждая такая система основывается на культурно-исторических традициях своих государств и зависит от социально-экономических и политических реалий в стране. В российском обществе, в российской системе образования есть огромные научный, культурный и духовный потенциалы и возможности, способные обеспечить наше дальнейшее поступательное развитие. Поэтому при всей необходимости, как было показано, принятия назревших решений, в их реализации надо опираться прежде всего на положительный опыт и традиции, заложенные в нашем обществе и в нашем образовании. Ведь не случайно, когда в прошлом году 31 наш школьник участвовали в международных Олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, экологии, информатике, географии, из тридцати одного 29 стали победителями и призерами этих международных Олимпиад. Такого результата не имеет ни одна страна в мире!

Уважаемые коллеги!

К решениям нашего Совещания российская система образования шла в течение всего прошедшего десятилетия. Сегодня мы имеем уникальную возможность на базе Национальной Доктрины определить основной вектор развития российского образования на ближайшие десятилетия. На основе рассматриваемой Концепции структуры и содержания общего образования мы можем сохранить все то лучшее, что было в советской школе, и создать еще более лучшую — Новую школу для новой России!

Разрешите в заключение поблагодарить всех вас, а в вашем лице — 3-миллионную армию педагогов, которые в тяжелейших условиях сохранили и продолжают развивать уникальную российскую систему образования, во имя лучшего будущего наших детей, на благо России!


ПРЕДЫДУЩАЯ ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД ОБРАТНО ВВЕРХ ВНИЗ ВВЕРХ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ СЛЕДУЮЩАЯ