ПРЕДЫДУЩАЯ ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД ОБРАТНО ВНИЗВНИЗ ВНИЗ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ СЛЕДУЮЩАЯ


Биография ветерана

«Подвижный, быстрый человек»


Главному врачу университетского санаторияпрофилактория Анатолию Николаевичу Меньшакову исполнилось 75 лет. Цифра эта — 75 — по-моему, неправильная, потому что, придя в профилакторий на Мытнинскую набережную, чтобы взять у Анатолия Николаевича интервью для журнала в связи с юбилейной датой, я встретила ну очень моложавого, статного человека. Именно таким — высоким, по-военному подтянутым — он и запомнился мне с тех пор, как 20 лет назад я лечилась и отдыхала здесь, в двух шагах от университета. Каждое утро пациенты шли через мост на завтрак в «лутовскую восьмерку», а потом студенты — учиться, а сотрудники — на свои рабочие места. Вечером, сразу после работы или учебы, нас «нагружали» процедурами — поверите ли, почти такими же, что сейчас вы можете получить в шикарном санатории «Белые ночи»! В профилактории, небольшом по площади, уютном, покойном, Анатолий Николаевич и его коллеги — санитарки, медсестры, врачи — не просто создали строгий режим медицинского учреждения (например, свет там выключали в 11 часов вечера), но и окружали нас заботой и сердечным вниманием. Откройте книги отзывов (а их несколько), и вы прочтете проникновенные слова благодарности тем, кто посвятил себя делу охраны нашего здоровья.

Подполковник А.Н.Меньшаков

Подполковник А.Н.Меньшаков

 

Отстрел гусей для исследования

Новая Земля. Отстрел гусей для исследования накопления радионуклеидов в организме

ВМА идет на парад
ВМА идет на парад. Со знаменем академии А.Н.Меньшаков
30 с лишним лет А.Н.Меньшаков руководит оздоровительным подразделением университета. По его инициативе и при активнейшем участии создавался филиал профилактория в Петергофе. Заслуги этого человека перед университетом, конечно, должны быть достойно отмечены. Но хотелось бы, чтобы читатели нашего журнала узнали и о том, что было в жизни Анатолия Николаевича до прихода в университет в 1968 году, ведь ему тогда уже было за 40, а перед войной — 17! К этому времени у вновь принятого на работу военного врача А.Н.Меньшакова уже была Биография! Он — ветеран Великой Отечественной войны, ветеран частей особого риска, ветеран гвардейских минометных частей. Подполковник А.Н.Меньшаков награжден двумя Орденами Красной Звезды, Орденом Отечественной войны, двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За взятие Берлина» и «За освобождение Праги». Эти высокие воинские награды в конце войны получил юноша, которому едва исполнился 21 год.

Мои первые вопросы — о семье, о жизни до войны, о том, что привело его в медицину.

Родился он в Ленинграде. В семье было 4 сына. Увлекался спортом, серьезно занимался боксом.

Мать умерла рано, ей был 41 год — в 1939 году, от рака. Братья учились в военных училищах, старший — в авиационном, младший — служил на Черном море и погиб там же.

— Я окончил школу в 1941 и сразу же поступил в военно-морское медицинское училище, готовился стать военным фельдшером. Началась война. Отец пошел добровольцем на фронт. Перед отъездом, уже в амуниции, пришел попрощаться ко мне в училище, оно находилось напротив Витебского вокзала. С тех пор я его больше не видел... Старший и младший братья тоже погибли на фронте. Средний умер недавно, от инфаркта.

Училище в августе 1941 было эвакуировано в Омск, учеба была так «спрессована», что уже меньше чем через год, в июне 1942, военный фельдшер Анатолий Меньшаков оказался на Воронежском фронте, в гвардейском минометном дивизионе.

Рассказ о своем участии в Великой Отечественной войне Анатолий Меньшаков продолжает неторопливо, сдержанно, даже скупо, без подробностей.

— Были тяжелые бои под Воронежем, наша часть принимала участие в освобождении Киева, при разгроме немцев на Сандомирском плацдарме, во взятии Берлина, в освобождении Праги. Там и закончил войну.

В 1946 году стал курсантом Военно-Морской медицинской академии. В то время в академии был хорошо развит спорт. Занимался гимнастикой, боксом, плаванием, прыжками в воду с вышки и, конечно, участвовал в соревнованиях. Был неплохим боксером, в 1948 году стал чемпионом академии по боксу в тяжелом весе, но вне ринга свои боксерские навыки не применял.

В 1951 году окончена академия, военврач Меньшаков назначен в Кронштадт начальником медицинской службы базы подводных лодок.

— Когда же свела судьба с университетом?

— Это произошло несколько позднее. В академии была организована кафедра защиты войск и населения от атомного оружия, куда я был переведен. Вот тогда я и стал появляться в университете.

На кафедре ядерной физики по нашему заказу была создана установка для обнаружения полета альфа-частиц. И с химическим факультетом я тоже устанавливал рабочие контакты. Когда в академии открыли отделение лучевой терапии, я ходил и к химикам тоже. Мы искали людей, работающих с радиоактивными веществами. Нескольких человек из университета положили в нашу клинику и вели за ними наблюдение.

А.Н.Меньшаков с  сотрудниками  и пациентами
А.Н.Меньшаков со своими сотрудниками и благодарными пациентами. Фото середины 70-х годов.
Затем в течение нескольких лет его связь с университетом была прервана.

В 1956 году А.Н.Меньшаков, получивший за годы работы на кафедре лучевой терапии ценнейший опыт, был направлен на Новую Землю, на атомный полигон. Не знаю, согласится ли он сам с тем, что я назвала бы годы, проведенные на Новой Земле, эпохой в его жизни. Рассказывает он сейчас об этом без пафоса, простыми словами описывая все, чем он там занимался. Правда, мне показалось, что интонация, манера повторять отдельные слова, паузы между фразами — от сдерживаемого волнения.

...Вначале на Новой Земле он возглавлял лабораторию, а в последние два года — опытно-научный отдел.

— Задача, поставленная перед отделом — провести на живых объектах всевозможные испытания, связанные с поражающим фактором атомного оружия. У нас было большое количество собак, мы разводили для этих целей и кроликов.

При испытании ядерной бомбы живые объекты выставлялись на разных расстояниях, как за укрытием, так и без укрытия... Потом изучали то, что оставалось после взрыва, — ударной волны, светового излучения, радиоактивности. Оставшихся в живых животных доставляли в лабораторию для исследования.

Не могу удержаться и спрашиваю, насколько опасна была эта работа для него самого?

— На кафедре в ВМА приходилось много работать с радиоактивными веществами. Когда я был направлен на НЗ, уже имел хорошую подготовку, уже прекрасно разбирался, какую опасность они представляют, знал, как защищаться от вредного воздействия, ведь самому приходилось лекции и читать, и проводить «демонстративные» занятия. Но все равно, на Новой Земле уберечься было трудно. Иногда рассчитываешь, что облако пойдет на север, а оно возвращалось к нам...

Анатолий Николаевич перенес две операции под местной анестезией, да еще 2 — под общим наркозом.

— В каких же условиях проходила служба на островах Новой Земли?

— Место это называлось Белужье. Условия тяжелейшие. Перед началом испытаний все, абсолютно все население островов — ненцы — было эвакуировано в район Архангельской области.

На острове остались одни собаки. Мы этих собак приютили. Для них были будки построены. Когда испытания кончились, мы этих собак на свободу выпустили, но они все время возвращались, ведь мы их кормили.

Погода на островах суровая — бураны, снежные заносы. Лаборатория находилась от центра на расстоянии 2,5 км. Иногда туда приходилось добираться по снежным коридорам высотой 50 метров, и это в буран, а ты в валенках, в шубе. Пройти так это расстояние — лучший вид спорта!

Коллектив на полигоне был большой. Исследовательская часть состояла из пяти отделов. Каждый отдел изучал определенную область воздействия атомного оружия — световое излучение, ударную волну, проникающую радиацию.

Биологический отдел изучал воздействие поражающих факторов на живые объекты. Были части, которые обеспечивали условия проведения атомных взрывов, занимались строительством жилых помещений, укрытий, подвозом техники...

Служба на Новой Земле закончилась в 1960 году. Демобилизовался Анатолий Николаевич по состоянию здоровья, в Ленинград вернулся с хорошими характеристиками, с благодарностями от высокого военного руководства и начал работать на кафедре военно-полевой терапии ВМА.

На этой кафедре изучали способы лечения лучевой болезни, и разрабатывались методики профилактики.

— ...Вначале наибольшую опасность представлял йод-131. Критический орган — щитовидная железа. И наибольшую опасность йод представлял для детского организма. По активности щитовидной железы можно было судить о том, какая форма лучевой болезни может возникнуть. В 1962 году в клинику кафедры поступила группа матросов и офицеров с атомной подводной лодки — около 60 человек. Были приглашены самые крупные специалисты, чтобы решить, как их лечить, как оказывать помощь. У командира была тяжелая форма лучевой болезни, решено было ввести костный мозг. Нужен был донор. У меня оказалась подходящая группа крови, и я согласился дать свой костный мозг.

Положили нас на операционный стол рядом, сделали ему и мне анестезию в области грудной клетки и с помощью иглы брали у меня костный мозг и вводили его командиру БЧ-5.

Участвовал А.Н.Меньшаков и в создании кафедры радиационной гигиены в Институте усовершенствования врачей. В этом была острая необходимость, ведь нужно было обучать гражданских врачей методам работы с радиоактивными веществами, которые стали широко использоваться в промышленности, в сельском хозяйстве, но многие еще не имели понятия, какая опасность от них исходит.

Главным врачом университетского профилактория А.Н.Меньшаков стал в 1968 году. К этому времени у него давно уже и дети выросли. (Когда-то с будущей женой — студенткой медицинского института гвардии старший лейтенант медицинской службы познакомился на танцах в Доме учителя.)

Надо бы сосчитать, сколько за эти годы студентов и сотрудников поправляли в профилактории свое здоровье — принимали кислородный коктейль, лежали в хвойных ваннах, пили боржоми, загорали в ультрафиолетовых лучах; сейчас там еще и на тренажерах можно позаниматься. По предложению Анатолия Николаевича сотрудники факультета психологии несколько лет вели в профилактории занятия со студентами, обучая их аутотренингу.

Как только решился вопрос о переезде некоторых факультетов в Петергоф, Анатолий Николаевич стал руководить организацией там такого же оздоровительно-лечебного комплекса. Много лет это была его дополнительная забота о молодом поколении. Студент должен быть здоров, хорошо и недорого накормлен, чтобы в будущем мог долго и плодотворно трудиться. Закуплено было ценнейшее оборудование, оснащен профилакторий в Петергофе блестяще: кто хоть раз там отдыхал или лечился, тот согласится со мной.

— Вы, Анатолий Николаевич, врач с уникальным профессиональным и жизненным опытом. К тому же выглядите очень молодым и внушаете мысль о том, что обладаете каким-то особым секретом здоровья. Поделитесь им с нашими читателями.

— Всемирная организация здравоохранения дает такое определение: «Здоровье — это, наряду с физическим, и состояние полного психического и социального благополучия человека».

А сейчас последние два фактора являются причиной нервно-психических и социальных заболеваний. В обращении к правительству Пироговского общества приводятся факты и цифры, свидетельствующие о глубоком нездоровье нашего народа, — еще немного, и может наступить демографическая катастрофа. Нужны срочные меры государства.

Но многое зависит и от нас самих, от нашего образа жизни. Посмотрите, сколько людей у нас курят! А сколько девушек курят, нанося вред себе, окружающим и своему потомству!
Курите, робкие юнцы,
Курите, дети и старушки,
Курите, матери, отцы!
Вдыхая сладостный табак,
Его зловредности не верьте,
А будет иль не будет рак —
На жизни собственной проверьте.

Я еще много стихов на эту тему могу вам прочитать. Это такой «стихотворный кодекс здоровья» старых врачей.

Следуйте этому кодексу, и вы проживете долго.
Чтобы здоровье вернуть
И не видать болезней,
Тягость забот гони,
И считай недостойным сердиться.
Скромно обедай,
О табаке забудь.

И еще:
Подвижный, быстрый человек
Гордится стройным станом,
Сидящий сиднем целый век
Подвержен всем изъянам.

У здоровья есть страшный враг — стресс и четыре друга-спутника:
1) шутка, юмор;
2) умение быстро снять нервное напряжение, заняться приятной работой;
3) долго помнить хорошее;
4) забывать все плохое.

Вот и мой режим я так строю, чтобы не вредить себе: не курю, стараюсь избегать нервных напряжений, не вступать в конфликты. Ведь все вопросы, на которые должен сказать «нет», нужно разрешать тихо, спокойно. Сколько оттенков может иметь слово «нет»! Каждый раз, прежде чем сказать это слово, нужно выбрать самый безопасный!

Евгения ТРОИЦКАЯ


ПРЕДЫДУЩАЯ ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД ОБРАТНО ВВЕРХ ВНИЗ ВВЕРХ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ СЛЕДУЮЩАЯ