ПРЕДЫДУЩАЯ ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД ОБРАТНО ВНИЗВНИЗ ВНИЗ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ СЛЕДУЮЩАЯ


Юбилей

Устремление


Лидия Николаевна Засорина

Лидия Николаевна Засорина.
Фото Анатолия Пантелеева.

Школу в 1947-м Лида Попова окончила с золотой медалью и, казалось бы, особо размышлять не требовалось, в какой вуз поступать. Конечно, в университет!.. Литература была ее любимым предметом. Правда, математика Лиде тоже нравилась. А в литературе особенно близки были психологические вопросы, анализ характеров персонажей. Но если выбирать психологию, то надо было идти в медицинский вуз (факультет психологии в ЛГУ появился позже…) Лида выбрала филфак, русское отделение. Хотя жизнь разворачивалась так, что и математикой она занималась активно (была заведующей кафедрой математической и прикладной лингвистики на филфаке ЛГУ), а уж психологией — тем более.

7 декабря 1999 г. коллеги отметили 70-летний юбилей ведущего научного сотрудника факультета психологии СПбГУ, доктора филологических наук Лидии Николаевны ЗАСОРИНОЙ (ПОПОВОЙ). Более 20 лет Лидия Николаевна успешно работает в области педагогической психологии.

— Моя главная забота — об учителях и о детях, — считает она. — Когда ребята приходят в первый класс, родители и учителя думают, что детишки нормально развиты. А ведь в основном приходят дети неговорящие! Устная речь у многих не развита. Поэтому у нас так много речевых групп уже в детских садах, целая армия логопедов трудится. Но логопеды заботятся только об артикуляции, а голос ребенка не настраивает никто! А как показали наши исследования, голос, устная речь – вот что самое главное.

Свои исследования педагоги и психологи (научным руководителем группы была Л.Н.Засорина) проводили в школах Пушкинского района. Методист районного методического кабинета Елена Михайловна Плюснина (сейчас она — преподаватель Ленинградского государственного областного университета) рассказала:

— Мы сначала, еще в 1995 г., провели комплексную педагогическую диагностику детей начальной школы и выявили скрытые пробелы в их речевом развитии. Начали подтягивать письмо, устраивали конкурсы сочинений и т.п. Поняли, что этого недостаточно, взялись за чтение, увлеклись конкурсами чтецов. Но и этого оказалось мало! Вышли на то, что речевое развитие надо проводить целостно, а значит, начинать надо с азов, с устной речи! Если голос ребенка звучит слабо, если его речь невыразительна, то он не будет замечать нюансов в стихах, не будет выделять главной мысли, да и вероятность ошибок на письме будет куда больше.

Педагоги, работавшие под научным руководством Л.Н.Засориной, убеждены: все проблемы письменной речи — от недостатков устной. И начало начал здесь — развитие голосовой функции! А если сразу упражнять руку (т.е. навыки письма), как это делают в большинстве случаев («Ты почему пишешь неаккуратно? А ну-ка, перепиши двадцать раз эту строчку!..»), то ничего не получится. У ребенка не будет опоры, и все здание грамотности рухнет…

— Это все равно как если бы нас с вами отправили куда-нибудь в космическую китайскую школу, — улыбаясь, предлагает Лидия Николаевна, — и тормошили бы: ну, почему ты не можешь ничего написать по-китайски? Другие же пишут! А мы с вами ни словечка сказать не можем по-ихнему, где уж нам писать? Что бы вы стали там делать?

— Наверное, слушал бы внимательно, о чем говорят эти космические китайцы, попытался бы что-то запомнить, повторить. Понять, что означают их звуки…

— Все верно! — Лидия Николаевна рисует в моем блокноте… бабочку. Но не простую бабочку, а дидактическую, состоящую их двух перекрещенных восьмерок. Сидит это симметричное насекомое на оси координат. Рядом с правым верхним крылом бабочки Лидия Николаевна нарисовала ухо («Сначала ребенок учится слушать,..»), рядом с левым нижним — рот («…потом — говорить»). Около левого верхнего крыла бабочки рисует глаз («Только после этого — читать...») и справа внизу — руку («…а затем и писать»). Вот какая последовательность развития: ухо — язык — глаз — рука. Вы видите: рука — последнее звено, а не первое!

Кандидатскую диссертацию в 1955 г. Лидия Николаевна Засорина защищала по русистике, закончив аспирантуру на кафедре общего языкознания. Работала с прямыми учениками известного академика Н.Я.Марра. Во время учебы на филфаке можно было специализироваться по литературоведению, но Лидия Попова выбрала лингвистику. Потребность в лингвистах тогда была очень высока. Не обошлось, правда, без драмы. Студенты активно изучали новое учение о языке академика Н.Я.Марра, и уже был назначен экзамен. А как раз накануне экзамена Лида попала в Василеостровский райком КПСС (ее в тот день принимали кандидатом в члены партии). И вдруг студентка слышит выступление по радио товарища И.Сталина, который громит… академика Марра и его учение о языке. Экзамен, понятное дело, сразу отменили, и вообще этот предмет убрали из программы.

— А в 60-е годы, когда «раскрепостили» кибернетику, многие лингвисты заинтересовались проблемой машинного перевода, — рассказывает Лидия Николаевна. — Пришлось нам и математикой основательно заняться. Но когда традиций нет, каждый сам по себе работает, много иллюзий, ажиотаж большой: кто кого обгонит… Но все-таки кафедра у нас была математической и прикладной лингвистики (я приложила к этому руку), потому что решали мы не только кибернетические, но и другие задачи.

Докторскую диссертацию по грамматике пространственных конструкций русского языка, Л.Н.Засорина защищала в 1979 г., уже работая на факультете психологии. Ее давняя, еще с юности, мечта — объединить интерес к лингвистике и психологии в едином синтетическом целом — была реализована в сфере педагогической психологии. Лидия Николаевна Засорина — автор комплексной педагогической диагностики «МИСС-П» (многоцелевая информационная сервисная система «Помощница»), множества пособий и книг по развивающему обучению, по развитию речи школьников.

— У человека 4 речевые способности: слушать, говорить, читать и писать, — возвращается Лидия Николаевна к теме, которая волнует ее сегодня больше всего. — Если у ребенка они развиваются неравномерно, то получается как бы «искривление позвоночника». Причем увядание, отключение нескольких функций начинается со слуха! Представьте семью, где все кричат. И малыш тоже будет подражать родителям и тоже переходит на крик — не научившись слушать. Его-то никто не слышит, и он учится тому же. Вот тогда и начинается настоящая семейная война!.. А в школе такой ребенок будет читать медленно, по буквам. И уж если он не любит читать, то научить его писать — огромная проблема! Другими словами, создается угроза возникновения психофизической неполноценности. Сначала речевая «тугоухость», потом тугодумание, а затем и тугоумие.

— И где же выход из ситуации?

— Развивать устную речь ребенка. А для этого учить его слушать собеседников, а не себя. Но начинать-то надо с… учителя. Педагогов в первую очередь надо учить слушанию и правильному звучанию. Дети перенимают манеру говорить у своей учительницы, манеру общаться, манеру звучать. И если ее голос настроен неверно, то и у них сформируются те же навыки… Об этом и о многих других проблемах и путях их решения я написала в книге «Голос в развивающем обучении», которая была выпущена издательством «Лицей» в 1999 г.

— А как узнать: правильно ли, допустим, я говорю?

— Жизнь подарила мне встречу с Игорем Федоровичем Спиридоновым — уникальным специалистом в области голосоведения (он ведет студию «Бельканто» в ДК им. Н.К.Крупской). Его методика позволяет развивать голос всем — и детям, и взрослым, вплоть до пенсионеров. Он настраивает ваш голос, не ломая его, а используя природные данные.

Елене Михайловне Плюсниной, к примеру, настройка голоса, которую она прошла на занятиях в студии И.Ф.Спиридонова, помогает читать лекции в Ленинградском государственном областном университете по 8 часов в день (с нуля и сразу такая высокая нагрузка)! И связки ее при этом не страдают.

— К концу дня усталость, конечно, ощущаю, — говорит она, — но это усталость физическая, а не голосовая. И еще: когда я стала заниматься у Игоря Федоровича, друзья перестали узнавать меня по телефону — так изменился мой тембр. Хотя мне самой кажется, что изменения голоса очень тонкие и незаметные.

В Областном университете Е.М.Плюснина читает студентам курс, посвященный новым педагогическим технологиям. Он основан на материалах, которые исследователи получили, работая в школах Пушкинского района под руководством Л.Н.Засориной. На последнем этапе своей работы они поняли, что работу с голосом надо вставлять в программу обучения школьников — иначе учителя не смогут ею заниматься. И составили вместе с Л.Н.Засориной новую развивающую программу, назвав ее «УСТРЕМЛЕНИЕ». Отдельные блоки этой программы — звучащая речь, чтение, письмо — уже прошли апробацию. В программу входит также диагностическое сопровождение, развивающая геометрия и многое другое. Есть и яркие результаты обучения по новым технологиям.

— «Наши» дети спокойно учатся, у них нет проблем с письмом, — рассказывает Лидия Николаевна. – По обычной статистике, при переходе из 3-го класса в 5-й каждый второй школьник не хочет дальше учиться. Т.е. группа риска — 50%! А у нас — в два раза меньше, по крайней мере (а можно и втрое уменьшить). И можно добиться, чтобы половина детей учились на 4 и 5.

«Известна жажда познания, но есть и жажда исследования. Когда они сливаются, перед нами тот самый феномен жизнедеятельности, который являет собой Лидия Николаевна Засорина. Тем, кто знает ее уже более 40 лет, легко и приятно говорить об этом, так как видишь, что человек все так же не устает. И мы все так же ждем от нее нового, интересного, а порой взрывного и пламенного», — эти строки написал доцент Юрий Владимирович Рысев, один из многочисленных учеников Лидии Николаевны.

Евгений Голубев


ПРЕДЫДУЩАЯ ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД ОБРАТНО ВВЕРХ ВНИЗ ВВЕРХ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ СЛЕДУЮЩАЯ