Маргарет Кавендиш, герцогиня Ньюкасл. Гравюра П. ван Шуппена по рисунку А.Дипенбека. Фронтиспис книги «The Worlds Olio», 1655 |
Маргарет Кавендиш была одной из первых англичанок, чьи сочинения стали публиковать в печати. Ее перу принадлежат разнородные тексты: от комедийных пьес до философских трактатов, от лирических поэм до публицистического эпистолярия, всего более десяти наименований.
Сама леди Маргарет придавала особое значение своим литературным и философским работам. Прежде всего, она воспринимала свои занятия литературным сочинительством как основной вид деятельности. Герцогиня Ньюкасл объясняла своим читателям, что она вовсе не приспособлена к занятиям домашним хозяйством. А такие женские обязанности по хозяйству, как рукоделие, консервирование, выпечка и другие ей просто недоступны. По ее словам, больше будет затрат на исходные материалы, чем пользы от ее рукоделия.
Литературные и философские тексты леди Маргарет играют особую роль в понимании истории ее жизни, поскольку автобиографические сюжеты неразрывно присутствуют в них и проявляются в самых неожиданных ракурсах и вариациях.
Известный факт биографии Маргарет Кавендиш — ее служба в качестве фрейлины при дворе Генриетты Марии — нашел отражение не только в скромной автобиографии, но и был переосмыслен на страницах «Писем Общения», а также вызвал к жизни оригинальные комедийные сюжеты.
Двор королевы в связи с опасностями гражданской войны находился в Оксфорде, где и была представлена супруге Карла I девятнадцатилетняя леди Маргарет. Молодая леди столкнулась с непреодолимыми для нее трудностями придворной жизни и уже в первые месяцы пребывания при дворе объявила о своем желании вернуться в семью. Этот казус на всю жизнь закрепил за леди Маргарет репутацию дикарки с вызывающими манерами поведения, т.е. особы, совершенно не владеющей куртуазными манерами поведения.
Мария Буланакова, в 1991 г. окончила Ярославский педагогический университет, преподавала на кафедре всеобщей истории СПбГУ несколько лет. В аспирантуре исторического факультета с 1996 г. Тема научной работы "Знатная женщина и стюартовское общество в Англии XVII века". |
В 1644 году леди Маргарет вступила в брак с одним из фаворитов королевы Вильямом Кавендишем, маркизом Ньюкаслом. Леди Маргарет с восторгом отзывалась о своем супруге. Несмотря на то, что брак оказался бездетным по причине болезни самой Маргарет, этот союз был исключительно плодотворным в сфере духовного и интеллектуального сотрудничества.
А.Дипенбек. Портрет Маргарет Кавендиш, герцогини Ньюкасл. |
История придворной карьеры Вильяма Кавендиша и его жизни в эмиграции подробно представлена в «Жизнеописании…», составленном его супругой. Это биографическое сочинение имело широкий отклик среди современников, поскольку леди Маргарет не только представила историю жизни своего супруга, но и затронула проблемы недавнего прошлого — и, прежде всего, тему гражданской войны и тех лишений, которые пришлось пережить сторонникам королевской власти в годы эмиграции.
Многолетняя ссылка — как называла свое пребывание за пределами Англии леди Маргарет, — стала для многих эмигрантов суровым испытанием. Первоначально супруги Кавендиш следовали за двором королевы Генриетты Марии, а позднее на долгие годы поселились в Антверпене, в доме Рубенса. После того как в 1650 году Вильям Кавендиш был объявлен парламентом персоной вне закона, а все его владения в Англии были конфискованы, единственным источником существования семьи Кавендишей стали кредиты. Однако, как и многие другие аристократические семьи, в эмиграции они стремились поддерживать образ жизни, соответствующий их статусу. С трудом полученные кредиты тратились на организацию пышных приемов или покупку породистых лошадей.
Негодование леди Маргарет по поводу беззаконий парламента, несправедливости по отношению к людям, защищавшим жизнь и собственность своего короля, косвенно прослеживается в ее размышлениях о современном мире. В «Письмах Общения» она постоянно обращается к недавнему прошлому, предлагая свое видение причин социальных катастроф. Войны — это, прежде всего, явления социального порядка, и причины вооруженных конфликтов общества леди Маргарет видит в попрании гражданских законов, ошибках недальновидного правительства, повсеместном забвении обычаев и пр. Одновременно с этим война есть наказание, которое посылается людям за грехи.
Леди Маргарет отчетливо представляет, что с развитием военного конфликта в обществе формируется прагматичное отношение к самой войне. И есть те, кто наживаются на несчастье других людей. Один из героев ее комедии «Общительные компаньоны…» задает вопрос о том, не являются ли солдаты убийцами и ворами, уничтожая, захватывая в плен, присваивая добро своих жертв. А центральный вопрос, к которому постоянно возвращается Маргарет Кавендиш в своих сочинениях, — являются ли правомерными гражданские войны.
В Антверпене супруги Кавендиш были известны не только в среде английских эмигрантов. Во время ссылки особо упрочились дружеские связи семьи Ньюкасл с известными мыслителями того времени Гоббсом, Декартом. Эти знакомства были особо значимы для леди Маргарет, поскольку сферой ее живого интереса в эти годы стала философия природы, или натурфилософия. В ее трактатах нередко появляются имена этих мыслителей, взгляды которых она не только критикует, но и не всегда принимает.
Характер природных явлений, законы организации материального мира, соотношение природного и божественного, первопричины множественности вещей — это лишь узкий спектр тех идей, к которым обращается леди Маргарет. Ее самостоятельные рассуждения, критика современных философских сочинений в области натурфилософии не проходили без внимания образованной публики. В 1667 году леди Маргарет была приглашена на заседание Королевского Общества, которое со времени Реставрации стало центром научной жизни Англии. Присутствие женщины даже столь высокого ранга — Ньюкасл получил герцогский титул в 1665 году — на заседании Королевского Общества было крайне необычным. Об этом визите говорил весь Лондон, в очередной раз леди Маргарет оказалась в центре внимания аристократического общества.
Ее литературная одаренность и интеллектуальная независимость выглядели крайне вызывающе. В современном Маргарет Кавендиш мире литературное сочинительство, а тем более занятия философией рассматривались как мужская прерогатива. Выступая с самостоятельными суждениями и текстами, леди Маргарет разрушала устоявшиеся представления о возможных границах социальной активности женщины в условиях патриархального общества.
Скандальная репутация герцогини Ньюкасл подпитывалась неприязнью и злопыхательством в ее адрес женского общества, поскольку наиболее безжалостно леди Маргарет выступала с критикой женских пороков и слабостей. Сравнения духовных, моральных, интеллектуальных качеств мужчин и женщин очень часто делались не в пользу последних.
В своих текстах герцогиня нередко проводила водораздел между собой и представительницами женского пола, указывая на то, что зависимость женщин в системе патриархального общества обусловлена, прежде всего, ограниченностью самих женщин.
Подобные рассуждения среди большинства современниц Маргарет Кавендиш вызывали крайне негативную оценку ее персоны. Так, одним из наиболее ярких определений характера герцогини в аристократической среде стало ее прозвище «Безумная Мэг».
Напротив, среди почитателей ее литературных и интеллектуальных дарований леди Маргарет приравнивалась к античным богиням и высокородным особам современности.
М.А.Буланакова