ПРЕДЫДУЩАЯ ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД ОБРАТНО ВНИЗВНИЗ ВНИЗ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ СЛЕДУЮЩАЯ


«Астарта»

«Безумная Мэг из Ньюкасла»


Маргарет Кавендиш, герцогиня Ньюкасл
Маргарет Кавендиш, герцогиня Ньюкасл.
Гравюра П. ван Шуппена по рисунку А.Дипенбека. Фронтиспис книги «The Worlds Olio», 1655
«Я не завистлива, да и тщеславна лишь в той малой степени, которая присуща любой представительнице моего пола… И хотя я не смогу быть Генрихом V или Карлом II, я все-таки буду стремиться стать Маргарет I». Это заявление было сделано английской аристократкой Маргарет Кавендиш, герцогиней Ньюкасл (1623-1673) в конце 60-х годов, когда она действительно была признана своими современниками как самостоятельный и оригинальный литератор и мыслитель. Эта леди вызывала крайне противоречивые отклики современников — от возвышенно-восторженных до негативно-пренебрежительных. Эксцентричность ее характера, вызывающие манеры в одежде и поведении, уединенный образ жизни, занятия литературным сочинительством, склонность к философским размышлениям — все это являлось объектом особого внимания со стороны аристократической публики.

Маргарет Кавендиш была одной из первых англичанок, чьи сочинения стали публиковать в печати. Ее перу принадлежат разнородные тексты: от комедийных пьес до философских трактатов, от лирических поэм до публицистического эпистолярия, всего более десяти наименований.

Сама леди Маргарет придавала особое значение своим литературным и философским работам. Прежде всего, она воспринимала свои занятия литературным сочинительством как основной вид деятельности. Герцогиня Ньюкасл объясняла своим читателям, что она вовсе не приспособлена к занятиям домашним хозяйством. А такие женские обязанности по хозяйству, как рукоделие, консервирование, выпечка и другие ей просто недоступны. По ее словам, больше будет затрат на исходные материалы, чем пользы от ее рукоделия.

Литературные и философские тексты леди Маргарет играют особую роль в понимании истории ее жизни, поскольку автобиографические сюжеты неразрывно присутствуют в них и проявляются в самых неожиданных ракурсах и вариациях.

Известный факт биографии Маргарет Кавендиш — ее служба в качестве фрейлины при дворе Генриетты Марии — нашел отражение не только в скромной автобиографии, но и был переосмыслен на страницах «Писем Общения», а также вызвал к жизни оригинальные комедийные сюжеты.

Двор королевы в связи с опасностями гражданской войны находился в Оксфорде, где и была представлена супруге Карла I девятнадцатилетняя леди Маргарет. Молодая леди столкнулась с непреодолимыми для нее трудностями придворной жизни и уже в первые месяцы пребывания при дворе объявила о своем желании вернуться в семью. Этот казус на всю жизнь закрепил за леди Маргарет репутацию дикарки с вызывающими манерами поведения, т.е. особы, совершенно не владеющей куртуазными манерами поведения.

Мария Буланакова
Мария Буланакова, в 1991 г. окончила Ярославский педагогический университет, преподавала на кафедре всеобщей истории СПбГУ несколько лет. В аспирантуре исторического факультета с 1996 г. Тема научной работы "Знатная женщина и стюартовское общество в Англии XVII века".
Свои переживания по поводу придворного конфликта Маргарет Кавендиш раскрывает в драматургических текстах. В комедии «Соседство» и дополнительных к ней «Сценах» одна из героинь — Леди Скромность проживает судьбу юной леди Маргарет. Конфликт героини и придворной среды, отчуждение от мира, в который она столь активно стремилась, — действительные факты биографии Маргарет Кавендиш. Однако в драматургическом варианте автобиографии Леди Скромность (леди Маргарет), обладая независимым характером, способна разоблачить лицемерность, никчемность придворной среды, то есть способна сделать то, что в свое время не сумела Маргарет Кавендиш.

В 1644 году леди Маргарет вступила в брак с одним из фаворитов королевы Вильямом Кавендишем, маркизом Ньюкаслом. Леди Маргарет с восторгом отзывалась о своем супруге. Несмотря на то, что брак оказался бездетным по причине болезни самой Маргарет, этот союз был исключительно плодотворным в сфере духовного и интеллектуального сотрудничества.

Маргарет Кавендиш
А.Дипенбек. Портрет Маргарет Кавендиш, герцогини Ньюкасл.
Вильям Кавендиш был представителем одной из наиболее влиятельных аристократических семей Англии времени Стюартов. Являясь воспитателем наследника престола (будущего Карла II), Вильям Кавендиш был приближен к королевской семье. В начале сороковых годов XVII века, в разгар конфликта королевских сил и парламента, он организовал армию роялистов на Севере Англии, используя собственные ресурсы и влияние. После поражения при Манстон Муре Вильям Кавендиш эмигрировал во Францию.

История придворной карьеры Вильяма Кавендиша и его жизни в эмиграции подробно представлена в «Жизнеописании…», составленном его супругой. Это биографическое сочинение имело широкий отклик среди современников, поскольку леди Маргарет не только представила историю жизни своего супруга, но и затронула проблемы недавнего прошлого — и, прежде всего, тему гражданской войны и тех лишений, которые пришлось пережить сторонникам королевской власти в годы эмиграции.

Многолетняя ссылка — как называла свое пребывание за пределами Англии леди Маргарет, — стала для многих эмигрантов суровым испытанием. Первоначально супруги Кавендиш следовали за двором королевы Генриетты Марии, а позднее на долгие годы поселились в Антверпене, в доме Рубенса. После того как в 1650 году Вильям Кавендиш был объявлен парламентом персоной вне закона, а все его владения в Англии были конфискованы, единственным источником существования семьи Кавендишей стали кредиты. Однако, как и многие другие аристократические семьи, в эмиграции они стремились поддерживать образ жизни, соответствующий их статусу. С трудом полученные кредиты тратились на организацию пышных приемов или покупку породистых лошадей.

Негодование леди Маргарет по поводу беззаконий парламента, несправедливости по отношению к людям, защищавшим жизнь и собственность своего короля, косвенно прослеживается в ее размышлениях о современном мире. В «Письмах Общения» она постоянно обращается к недавнему прошлому, предлагая свое видение причин социальных катастроф. Войны — это, прежде всего, явления социального порядка, и причины вооруженных конфликтов общества леди Маргарет видит в попрании гражданских законов, ошибках недальновидного правительства, повсеместном забвении обычаев и пр. Одновременно с этим война есть наказание, которое посылается людям за грехи.

Леди Маргарет отчетливо представляет, что с развитием военного конфликта в обществе формируется прагматичное отношение к самой войне. И есть те, кто наживаются на несчастье других людей. Один из героев ее комедии «Общительные компаньоны…» задает вопрос о том, не являются ли солдаты убийцами и ворами, уничтожая, захватывая в плен, присваивая добро своих жертв. А центральный вопрос, к которому постоянно возвращается Маргарет Кавендиш в своих сочинениях, — являются ли правомерными гражданские войны.

В Антверпене супруги Кавендиш были известны не только в среде английских эмигрантов. Во время ссылки особо упрочились дружеские связи семьи Ньюкасл с известными мыслителями того времени Гоббсом, Декартом. Эти знакомства были особо значимы для леди Маргарет, поскольку сферой ее живого интереса в эти годы стала философия природы, или натурфилософия. В ее трактатах нередко появляются имена этих мыслителей, взгляды которых она не только критикует, но и не всегда принимает.

Характер природных явлений, законы организации материального мира, соотношение природного и божественного, первопричины множественности вещей — это лишь узкий спектр тех идей, к которым обращается леди Маргарет. Ее самостоятельные рассуждения, критика современных философских сочинений в области натурфилософии не проходили без внимания образованной публики. В 1667 году леди Маргарет была приглашена на заседание Королевского Общества, которое со времени Реставрации стало центром научной жизни Англии. Присутствие женщины даже столь высокого ранга — Ньюкасл получил герцогский титул в 1665 году — на заседании Королевского Общества было крайне необычным. Об этом визите говорил весь Лондон, в очередной раз леди Маргарет оказалась в центре внимания аристократического общества.

Ее литературная одаренность и интеллектуальная независимость выглядели крайне вызывающе. В современном Маргарет Кавендиш мире литературное сочинительство, а тем более занятия философией рассматривались как мужская прерогатива. Выступая с самостоятельными суждениями и текстами, леди Маргарет разрушала устоявшиеся представления о возможных границах социальной активности женщины в условиях патриархального общества.

Скандальная репутация герцогини Ньюкасл подпитывалась неприязнью и злопыхательством в ее адрес женского общества, поскольку наиболее безжалостно леди Маргарет выступала с критикой женских пороков и слабостей. Сравнения духовных, моральных, интеллектуальных качеств мужчин и женщин очень часто делались не в пользу последних.

В своих текстах герцогиня нередко проводила водораздел между собой и представительницами женского пола, указывая на то, что зависимость женщин в системе патриархального общества обусловлена, прежде всего, ограниченностью самих женщин.

Подобные рассуждения среди большинства современниц Маргарет Кавендиш вызывали крайне негативную оценку ее персоны. Так, одним из наиболее ярких определений характера герцогини в аристократической среде стало ее прозвище «Безумная Мэг».

Напротив, среди почитателей ее литературных и интеллектуальных дарований леди Маргарет приравнивалась к античным богиням и высокородным особам современности.

М.А.Буланакова


ПРЕДЫДУЩАЯ ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД ОБРАТНО ВВЕРХ ВНИЗ ВВЕРХ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ СЛЕДУЮЩАЯ