ПРЕДЫДУЩАЯ ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД ОБРАТНО ВНИЗВНИЗ ВНИЗ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ СЛЕДУЮЩАЯ


«Астарта»

Леди Анна Клиффорд


История жизни Анны Клиффорд, графини Пемброк, Дорсет и Монтгомери (1590-1676), привлекает к себе внимание не только значимостью событий, в которые была вовлечена леди Анна, но и тем, что весь ее жизненный опыт противоречит традиционным представлениям о статусе и правах женщины в патриархальном обществе.

Анна Клиффорд, графиня Дорсет
Анна Клиффорд, графиня Дорсет, с рисунка ван Сомера, 1620 г.
Контуры ее биографии совпадают с общим ходом жизни многих английских аристократок. К наиболее важным вехам жизни женщин благородного происхождения времени Стюартов можно отнести домашнее образование, представление ко двору и активную светскую жизнь до замужества. Далее равный по статусу брак и получение «вдовьей доли», воспитание детей; жизнь в провинции и руководство домохозяйством. Особое значение имели поездки в Лондон ко двору для участия в празднествах и выполнения своих придворных обязанностей, а также многочисленные светские визиты и приемы. Все эти факты повседневной жизни так или иначе отражены на страницах Дневника Анны Клиффорд, который она вела с детских лет вплоть до своей смерти в 1676 году.

Генеалогия и масштабы владений рода Клиффордов делали леди Анну одной из наиболее привлекательных невест для представителей высшего дворянства. Первый супруг леди Анны, Ричард Саквилл, 3-й граф Дорсет, пользовался особым расположением Якова I, принадлежал к ближайшему окружению короля. Филипп Герберт, 4-й граф Пемброк (второй муж леди Анны), являлся главным сановником в службах королевской палаты при дворе Карла I. Он занимал должность Лорда-камергера и был близким другом королевской семьи. В соответствии со статусом своих супругов леди Анна была приближена к стюартовскому двору, до сороковых годов XVII века она была тесно связана с придворной средой.

Придворный этикет требовал участия знати в публичных мероприятиях короны, прежде всего в целях демонстрации политической лояльности и единства аристократического сословия. Одновременно, двор был местом культурного времяпрепровождения аристократии.

Первые впечатления о жизни королевского двора для Анны Клиффорд — похороны королевы Елизаветы I и коронация Стюартов. Еще при жизни великой королевы двенадцатилетнюю леди Анну представили ко двору ее родственники из клана Расселов. Покровительницей юной леди была ее тетка графиня Уорвик, фаворитка Елизаветы I, Леди Департамента Королевской Спальни.

Мария Буланакова
Мария Буланакова, в 1991 г. окончила Ярославский педагогический университет, преподавала на кафедре всеобщей истории СПбГУ несколько лет. В аспирантуре исторического факультета с 1996 г. Тема научной работы "Знатная женщина и стюартовское общество в Англии XVII века".
Со смертью Елизаветы I Тюдор род Клиффордов, как и другие знатные английские фамилии, стремился сохранить свое положение при дворе. Отец леди Анны Джордж Клиффорд, 3-й граф Кэмберленд, оказал прием королевской чете в своем доме в Грэфтоне во время королевской процессии 1603 г. Леди Анна и ее мать Маргарет Рассел сопровождали в этой поездке королеву Анну Датскую. Для Анны Клиффорд участие в этой процессии, прежде всего, ознаменовалось личным знакомством с королевой и утверждением в придворной среде.

Леди Анна являлась приближенной фрейлиной королевы и была вовлечена во все центральные события придворной жизни — такие как королевские процессии, торжественные трапезы, посольские приемы, церковные службы, королевские маскарады. Леди Клиффорд участвовала в трех центральных маскарадах Анны Датской и была зрителем большинства остальных театральных представлений раннестюартовского двора. Маскарады — пышные зрелища, сочетавшие музыку, танцы, драматические элементы, — были центральными событиями в культурной жизни двора Якова I. Леди Анна участвовала в маскарадах Красоты, Королев и в Празднике Тефис (1608-1610 г.г.).

Маскарад Королев был одним из наиболее пышных, дорогостоящих и высокохудожественных представлений раннестюартовского двора. По сценарию известного драматурга Бена Джонсона двенадцать представительниц высшей английской знати в костюмах королев прошлых эпох, следуя друг за другом, подчинялись мудрому правлению Королевы Океана, которую воплощала сама Анна Датская. В костюме египетской царицы Береники выступала леди Клиффорд, начинала же действие в костюме амазонки графиня Бедфорд, за ней следовали графини Эрандел, Дерби, Хантингтон и другие леди.

После вступления в брак с Ричардом Саквиллем Анна Клиффорд поселилась в родовом имении мужа в Ноуле, но имела возможность посещать Лондон и выполнять свои придворные обязанности. Заботы по управлению хозяйством, рождение детей, светские визиты — все это заполняло повседневное существование леди Анны и нашло отражение в ее Дневнике, который считается одним из первых женских поместных дневников в Англии.

Ярким эпизодом, перевернувшим дальнейшую жизнь графини Дорсет, стала ее борьба за наследство семьи Клиффордов. В этот период конфликты по вопросам собственности между наследниками по мужской линии и прямыми наследниками (к которым могли относиться и женщины) были широко распространенным явлением. А диспут 1600-1617 г.г. вокруг наследства Джорджа Клиффорда, отца леди Анны, стал классическим примером урегулирования вопросов наследования.

Эта судебная тяжба получила особое звучание прежде всего потому, что, не имея наследника сына, Джордж Клиффорд завещал все свои земельные владения своему брату Фрэнсису, тем самым попирая права своей единственной дочери и прямой наследницы. Требования леди Анны сводились к необходимости отмены завещания отца и сохранения целостности земельных владений Клиффордов, закрепления за ней баронских титулов Клиффордов, Вестморленд и Вески. В свою очередь, Фрэнсис Клиффорд, обладая титулом графа, стремился закрепить права наследования за своим сыном Генри.

Конфликт по поводу земель Клиффордов имел широкую социальную огласку, поскольку в ходе судебных слушаний поднимались интересы различных семейных кланов английской знати, а также интересы джентри — арендаторов Клиффордов. Судебные сессии 1609, 1612, 1615 г.г. пришли к признанию законности требований Фрэнсиса Клиффорда, одновременно была установлена сумма компенсации или доля наследства, которую граф Фрэнсис был обязан выплатить леди Анне. Графиня же Дорсет полностью отрицала правомерность судебного решения. В результате сам Яков I выступил в роли третейского судьи. Король, опираясь на решения различных судебных департаментов, признал законными наследниками владений Клиффордов графа Фрэнсиса и сына Генри.

Поскольку, по представлениям общего права, замужняя леди не могла выступать как собственник своих владений, интересы леди Анны представлял граф Дорсет, более заинтересованный в денежной компенсации за наследство, чем в земельной собственности. Противоборствующие стороны приняли третейское решение короля, все, кроме графини Дорсет.

Для леди Анны борьба вокруг наследства имела особую эмоциональную окраску. Графиня находилась в постоянном конфликте с окружающими. И ближайшие друзья, и официальные лица двора убеждали ее уступить решению короля и отказаться от притязаний на родовые владения. Однако несмотря на это, леди Анна не признала потерю земель, и конфликт продолжался вплоть до сороковых годов XVII в., когда со смертью всех мужских наследников и при помощи своего второго мужа графа Пемброка леди Анна сумела восстановить свои права на земли рода Клиффордов. Вторая половина жизни Анны Клиффорд совпала с гражданскими войнами в истории Англии и была насыщена значительными переменами в ее собственной жизни.

Повторный брак в возрасте сорока лет вывел леди Клиффорд из негласной опалы. Будучи супругой высокопоставленного сановника, она впервые действительно жила внутри двора, в непосредственной близости к королевской семье Карла I. До середины тридцатых годов леди Анна оставалась в Уайтхолле, но в результате немилости со стороны королевы Генриетты Марии, придворных интриг и разногласий с мужем графиня была вынуждена покинуть двор.

В первые годы гражданской войны леди Клиффорд оставалась в Лондоне и в отличие от своего мужа не изменила роялистских настроений, но все интересы графини в дальнейшем были связаны с ее владениями на Севере страны, поскольку в начале сороковых годов она вступила в права владения землями семьи Клиффорд.

Административно-политическое влияние на Севере Англии, независимость властных позиций графини Пемброк проявляется уже в годы Протектората, когда она начинает активную политику восстановления своих замков, разрушенных в ходе военных столкновений сил парламента и сторонников короля. К этому времени относится интересное заявление леди Анны в адрес Кромвеля: «Если он этого желает, я позволю ему разрушать мои замки. Но я буду восстанавливать их так же часто, как он будет разрушать их. И это будет продолжаться до тех пор, пока в моем кармане остаются монеты».

Покинув Лондон еще при жизни графа Пемброка в 1649 г., леди Анна больше никогда не вернется в этот город, ранее столь привлекательный для нее центр культурной и придворной жизни. Дальнейшее отношение леди Анны к власти укладывается в рамки ее девиза: «Сохраняй свою преданность, защищай свои права».

На страницах Дневника в последние годы своей жизни баронесса Вестморленда и Скиптона выступает как полновластная хозяйка своих владений и глава семьи Клиффордов. Являясь шерифом Вестморленда, она оказывает влияние на местные выборы в парламент. Неоднократно путешествует по своим владениям, демонстрируя широту влияния фамилии. Занимается попечительством богоугодных заведений, оказывает патронат художникам и музыкантам. Моральную основу своего независимого положения и высокого статуса вне придворной среды леди Клиффорд усматривает в истории своего рода, которую она фиксирует в семейных хрониках Клиффордов. Леди Анна умирает в глубокой старости, оставив после себя возрожденные к жизни родовые владения, борьба за которые составляла смысл всей ее жизни.

М.А.Буланакова


ПРЕДЫДУЩАЯ ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД ОБРАТНО ВВЕРХ ВНИЗ ВВЕРХ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ СЛЕДУЮЩАЯ