ПРЕДЫДУЩАЯ ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД ОБРАТНО ВНИЗВНИЗ ВНИЗ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ СЛЕДУЮЩАЯ


«Астарта»

Арабелла Стюарт: мечта о троне


Арабелла Стюарт
Арабелла Стюарт
(с гравюры Дж.Дж.Стодарта)
Наша память избирательна. Какие-то события, имена, лица отчетливо фиксируются в ней, тогда как другие — стираются почти бесследно. Лишь иногда случайно сказанное слово или найденная в запыленном шкафу безделушка вновь заставляют ожить забытые картины прошлого. Такова и наша историческая память. Жизнь некоторых персонажей мы знаем до мельчайших подробностей, но едва ли помним хотя бы по именам их не менее интересных и ярких современников. Можно выделить немало причин подобной ситуации, и историческая незначительность забытых событий и имен отнюдь не всегда является среди них главной. Тем с большим интересом открываем мы для себя ранее неизведанные страницы истории. Одной из них долгое время являлась яркая и трагическая жизнь леди Арабеллы Стюарт (1575-1615).

Вторая половина XVI века в истории Англии ознаменовалась “женским правлением”. С приходом к власти в 1603 г. династии Стюартов ситуация переменилась. Мужчины вновь монополизировали сферу властных отношений. Даже при дворе женщины заметно потеряли свой вес. Говоря о правлении Якова I (1603-1625), мы не можем назвать ни одного имени более-менее влиятельной фаворитки. Что касается королевы Анны, то, будучи, по всей видимости, женщиной весьма неглупой и достаточно властной, она, в силу прохладных отношений между супругами, не могла играть заметную роль в государственной жизни. На этом фоне как исключение выделяется неординарная фигура первой кузины короля, леди Арабеллы Стюарт.

Уже само происхождение Арабеллы Стюарт предвещало неординарную судьбу. Она была дочерью Чарлза Стюарта, графа Леннокса, и Елизаветы Кавендиш. Прабабушкой леди Арабеллы была старшая сестра английского короля Генриха VIII Маргарита. Таким образом, в связи с тем, что Елизавета I была бездетна, Арабелла имела статус второй претендентки по линии наследования английского престола после своего первого кузена Якова VI Шотландского, сына старшего брата ее отца, лорда Дарнли, и королевы Марии Стюарт. Хотя по завещанию Генриха VIII в случае, если его дети умрут, не оставив потомства, линия наследников его младшей сестры Марии объявлялась выше линии старшей, Маргариты, Елизавета I всегда рассматривала именно Якова VI и Арабеллу как претендентов номер один на свой престол. Родословная Якова имела явные преимущества в сравнении с генеалогией Арабеллы, однако многие в Англии считали ее более подходящей кандидатурой на корону Елизаветы, так как Арабелла, в отличие от Якова, была англичанкой по рождению и воспитанию. А в Англии еще в XIV веке при Эдуарде III был издан указ, запрещавший иностранцам занимать английский трон. Это обстоятельство придавало реальный вес притязаниям Арабеллы. Кроме того, существовала большая вероятность брака Арабеллы с иноземным государем, даже если английская корона досталась бы не ей. Поэтому с детства Арабелла воспитывалась как будущая королева.

Родители Арабеллы умерли рано. После кончины в 1576 году ее отца графство Леннокс, основные семейные владения в Шотландии, было объявлено вымороченным из-за отсутствия мужского наследника и, в конце концов, передано представителю младшей ветви рода, фавориту Якова VI Эсме Стюарту, в качестве герцогства Леннокс. А Арабелла осталась без титула и земель. Попытки вернуть ей законное наследство оказались неудачны, что поставило Арабеллу в зависимость от родни и маленькой королевской пенсии (200 фунтов в год). В 1578 году умерла бабушка Арабеллы, Маргарита, тем самым исключив влияние католической семьи Ленноксов на дальнейшее воспитание девочки. А после смерти в 1582 году ее матери, Елизаветы Кавендиш, Арабелла была отдана на попечение другой своей бабушке, Бесс Хадвик.

Под руководством Бесс Арабелла получила редкое в то время для девушки классическое образование по мужскому образцу. Она свободно владела латынью, изучала французский и итальянский языки, а также каллиграфию, историю и астрономию. В программу неизменно входило чтение Библии. Кроме того, Арабелла играла на лютне, танцевала, вышивала, интересовалась загонной и соколиной охотой и, наконец, постигала науку вести дела. На последнем особенно настаивала ее бабушка, которая начала свою жизнь с 40 фунтами годового дохода, будучи дочерью обычного сквайра из Дерби, а к концу жизни скопила огромное состояние, став богатейшей женщиной в Англии после королевы Елизаветы.

Происхождение Арабеллы, связи ее родственников при дворе, а также способности самой девочки обеспечили ей поддержку во влиятельных политических кругах Англии. С одной стороны, это увеличивало шансы леди Арабеллы унаследовать английский престол. В то же время, различные политические силы стали рассматривать Арабеллу как средство достижения или укрепления своей власти. Настоящая война развернулась вокруг вопроса о замужестве леди Арабеллы. Претендентами на ее руку выступали знатнейшие и могущественнейшие принцы Европы. Елизавета I превратила брак Арабеллы в орудие решения внешнеполитических проблем Англии, одновременно поддерживая в ней веру в реальность возможности унаследовать трон. Католические фракции, стремясь к возвращению Англии в лоно римской церкви, мечтали о союзе Арабеллы с подходящим католиком. Но все переговоры о браке Арабеллы ни к чему не привели. Кроме того, леди Стюарт стала центром большого числа католических заговоров, что привело к десятилетнему изгнанию ее от двора (1592-1602), в течение которого она пребывала фактически под домашним арестом в поместьях своей бабушки. Длительная изоляция в провинции привела к тому, что об Арабелле забыли. Придворное общество сделало окончательную ставку на Якова VI Шотландского. Предложения о замужестве перестали поступать. Даже католики на континенте уже не поддерживали леди Арабеллу, так как окончательно убедились в ее верности протестантизму. Родня Арабеллы уже не строила амбициозных планов и старалась хоть как-то улучшить ее положение демонстрацией своей полной лояльности королевской власти.

Арабелла, казалось, не противилась своему заточению и смирилась с положением изгнанницы. Она занималась совершенствованием своего образования, учила новые языки (древнегреческий, древнееврейский и испанский) и не пыталась никак изменить свою судьбу. Однако было бы, по меньшей мере, странно, если бы человек, с малых лет готовившийся носить на голове корону, согласился на безвестное прозябание в провинции, даже не поборовшись если не за престол, то хотя бы за свою свободу. В момент, когда все от нее отвернулись, Арабелла Стюарт впервые решила действовать самостоятельно и даже попыталась предъявить свои права на английскую корону. Она решила заключить брак с Эдвардом Сеймуром, потомком младшей сестры Генриха VIII Марии. Однако родственники предполагаемого жениха испугались последствий подобной авантюры и оповестили обо всем королеву. План Арабеллы, таким образом, потерпел неудачу, но это событие стало поворотным моментом в ее жизни. Леди Арабелла Стюарт отныне перестает быть беспомощной пешкой в большой политической игре. Она больше не является ни средством достижения власти для своих родственников, ни орудием политической интриги в руках монархов. Арабелла Стюарт становится независимым персонажем, действующим от своего имени и преследующим, в первую очередь, свои цели. Самое неоспоримое тому свидетельство — дошедшая до нас переписка леди Арабеллы. Собрание ее писем достаточно уникально само по себе. Это единственная из сохранившихся до нашего времени столь обширная коллекция эпистолярных источников первой четверти XVII века, вышедших из под пера женщины. А ведь до нас дошла лишь небольшая часть переписки Арабеллы Стюарт. Художественные достоинства ее писем не уступают лучшим образцам эпохи. Но эпистолярное наследие леди Арабеллы свидетельствует не только об ее утонченном красноречии. Перед нами вырисовывается образ волевой женщины, последовательно идущей к своей цели, с остроумной наблюдательностью, а порой даже с язвительной иронией отзывающейся об окружающих. Именно такая женщина могла стремиться к вершинам политической власти и даже претендовать на трон. Именно такой умный, амбициозный и самостоятельный человек мог найти поддержку в обществе. Уже своим первым неосторожным порывом к власти леди Арабелла заставила вновь обратить на себя внимание и, тем самым, смогла привлечь на свою сторону часть старых союзников. Смерть Елизаветы I 24 марта 1603 года и провозглашение Якова I английским королем открывали для Арабеллы новые возможности для усиления политического влияния, к реализации которых она не замедлила приступить.

Отношение Якова к Арабелле было двойственным. С одной стороны, он рассматривал ее как соперницу в борьбе за наследство Елизаветы. В то же время Арабелла была его ближайшей родственницей, и Яков неоднократно признавался, что испытывает к ней братские чувства. После восшествия на английский престол он пригласил леди Арабеллу ко двору. Видимо, личное знакомство с кузиной лишь укрепило доброе расположение к ней Якова. Испытывая к Арабелле несомненную симпатию, король способствовал ее необыкновенному возвышению при дворе, а также старался всячески улучшить финансовое положение кузины. Он увеличивал ее пенсию, даровал доходы с налогов в казну, а также ряд выгодных монополий. Арабелла получила ряд высоких должностей при дворе королевы Анны, жены Якова. Благодаря расположению к леди Арабелле королевской семьи вокруг нее стали активно группироваться многочисленные родственники и друзья, которые надеялись с ее помощью решить свои самые разные проблемы. Однако леди Арабелла не была больше игрушкой в руках родни, жаждущей власти. Отныне она являлась подлинным лидером нового придворного клана.

Возвышение леди Арабеллы не осталось незамеченным в Европе. С 1604 года в ее адрес вновь стали поступать брачные предложения. Теперь среди претендентов на руку Арабеллы Стюарт были не только владетельные князья и принцы, но и правящие особы, такие как польский король Сигизмунд III и штатгалтер Нидерландов Мориц Нассау. Однако вопрос о замужестве леди Арабеллы оставался нерешенным. Это-то и являлось основной причиной ее недовольства, несмотря на все милости короля.

Несомненно, что личная драма леди Арабеллы, которая к 35 годам еще не была замужем и не имела своего семейного очага, сыграла не последнюю роль в ее дальнейшей трагической судьбе. Однако основные причины, по которым Арабелла Стюарт так стремилась к браку, совпадали с теми, что все эти годы заставляли Якова отказывать ей в этом. Во-первых, в случае замужества Арабеллы у короля не было бы больше ни малейших законных оснований удерживать ее поместья. В этом случае, помимо прочной социальной основы, у Арабеллы появилась бы абсолютная экономическая независимость от королевской власти, что могло стать причиной заявления с ее стороны претензий на трон Якова. Во-вторых, претендентами на руку Арабеллы были только правящие особы. Дети леди Стюарт от брака с кем-либо из них могли бы в скором будущем составить серьезную конкуренцию потомству самого Якова. Таким образом, не что иное, как реальная угроза потери трона заставляла Якова постоянно откладывать решение вопроса о замужестве кузины. В конце концов, в начале 1610 года он дал Арабелле слово, что согласится на ее брак с условием, что ее выбор падет на любого верного поданного его королевства. Если бы Арабелла желала тихого семейного счастья, это обещание давало ей все шансы на осуществление своей мечты. Однако стремления Арабеллы простирались гораздо дальше. Только один мужчина в Англии оставался для нее по-прежнему недоступен, и она выбрала именно его. Формально Яков не оговорил невозможность брака Арабеллы с Уильямом Сеймуром, младшим братом Эдварда, за которого она пыталась выйти замуж в 1602 году. Но для всех было очевидно, что король не одобрит подобный союз. Тем не менее в июне 1610 года Арабелла и Уильям все-таки сочетались тайным браком. Дальнейшая судьба леди Стюарт была печальна. Ее заключили под домашний арест, а после неудачной попытки бежать на континент она очутилась в Тауэре. Там после четырех лет непрерывных петиций леди Арабелла Стюарт скончалась от нервного и физического истощения 25 сентября 1615 года.

Король не простил свою кузину, хотя этого ожидали все. Леди Арабелла переоценила свои силы: рассчитывая на личную привязанность короля и многочисленные связи при дворе, она, возможно, ожидала изгнания, но не тюремного заключения в разлуке с мужем. Однако страх перед потерей трона и гражданской войной пересилил в Якове братскую любовь.

Е.И.Эцина


ПРЕДЫДУЩАЯ ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД ОБРАТНО ВВЕРХ ВНИЗ ВВЕРХ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ СЛЕДУЮЩАЯ