Михайловский замок. Гравюра на дереве Н.Кофанова. |
Так говорят о любимом.
Настораживает другое — нет-нет, да вынырнет из общего потока красноречия кислая мина обездоленного провинциала — «На кулачки не хотите ли, Ваша светлость, первопрестольная?».
Москву в этой связи вспоминали часто, впрочем, преимущественно к слову, как «идеального соперника», без которого многие достоинства Петербурга выглядели бы бледнее. Говорится, к примеру, о «новаторстве и консерватизме», Москва — безусловный новатор по всеобщему признанию — служит фоном Петербургу как «столице культурного наследия» (с чем, кстати, тоже никто не спорит). Идет ли речь о существовании особой петербургской школы поэзии, любимый мной Александр Кушнер некстати замечает, что петербургская литература еще оттого, может быть, такая, что далеки петербургские литераторы от московского пирога... Думаю, впрочем, Александр Семенович в этом случае выразил свою «черновую» мысль, но она помимо воли автора отразила некий второй смысл в выступлениях многих участников конференции. Суть этого подтекста очень точно в свое время определил Сергей Довлатов, сказав, что Ленинграду присущ мучительный комплекс духовного центра, несколько ущемленного в своих административных правах.
Александр Кушнер отстаивал тезис о том, что главным критерием оценки принадлежности стиха к «ленинградской» или «московской» школе является отношение к слову. «Петербургской» школе, если вообще допустить ее существование, присущи бережное отношение к слову, точность выражения мысли, что характерно, например, для ранней Ахматовой, Арсения Тарковского (москвича), Вадима Шефнера, Иосифа Бродского... Если же отталкиваться от тайны (тайна — общий принцип петербургской поэтики, лежащий в основе литературного сюжета), как то предлагала известная московская журналистка Наталья Иванова, — как в таком случае классифицировать поэзию, например, Одоевцева, «самого таинственного поэта XIX века» (Кушнер) и москвича при этом? Кто-то из зала в шутку заметил: из этого следует, что самым петербургским поэтом можно считать Тютчева, сказавшего: «Умом Россию не понять...».
Свой вариант темы предложила Кира Анатольевна Рогова (Санкт-Петербургский университет). С ее точки зрения, правильнее было бы говорить не о петербургской литературной школе, а о «петербургском тексте» как некой сумме добавочных значений, которые стоят за словом «Петербург» — об узнаваемом, хорошо известном. И далее: для русской литературы важно, есть ли условия, а не причина, «петербургский» текст ориентирован преимущественно на причину.
Евгений Вильк (Всероссийский музей А.С.Пушкина) предположил, что все петербургские сюжеты основаны на мистерии и, что характерно, эта мистерия не заканчивается...
...Круг замкнулся, во всяком случае, в моем сознании. Оно опять, как стрелки часов, вернулось в исходную точку — к «городу странному и прекрасному». Почти уверена, если бы конференция продолжалась не три, а тридцать три дня, этот цикл с мистической неизбежностью повторялся бы многократно. Дело ли здесь в городе, само имя которого вызывает в памяти величественно-грозный лик его основателя? Хотя, как известно, основан город на Неве был в честь святого, а не земного Петра. Или это одно из свойств человеческого сознания, почитаемое для которого, прежде всего, — парадокс, сочленение противоположностей, нередко — с существенным перевесом в сторону реально или потенциально гибельного?
«Пушкин в «Медном всаднике» дал начало мифу о городе — бездне, враждебной человеку», — напомнил Михаил Кураев. «Невский проспект» Гоголя открыл дорогу вариациям на тему потерянной цели. Петербург у Гоголя «весь шевелится от чердаков до подвалов». Движение закончилось, цель, казалось бы, достигнута, — построен прекрасный город, — теперь осталось только устроиться поудобнее. «Но нет — человека забыли, а когда вспомнили, оказалось, что город сам по себе, а человек — сам по себе, поскольку в идее города человек предусмотрен не был».
Измайловский мост. Гравюра на дереве Н.Кофанова. |
Идея «умышленности» Петербурга (по выражению Натальи Ивановой) нашла свое развитие не только в философской концепции французского писателя. Дмитрий Спивак, например, считает, что в данном случае можно говорить о некой «особой локальной цивилизации, сформированной в ходе петербургского периода русской истории, ... вслед за окончанием одного сотворенного московского царства и перед образованием следующего...».
Характерно, что Петербург и здесь оказывается как бы «стиснут» «московской цивилизацией» со стороны прошлого и настоящего, как капсула, сгусток материи особого рода. При этом город строили и пленные немцы, и пленные шведы, основан он был исключительно москвичами (как удачно отметил кто-то из зала), а облицован финским гранитом (гранит для финнов не просто камень, в граните финн черпает свою стойкость)...
Но для меня самым главным признанием в любви были слова, сказанные профессором Болонского университета Лаурой Сальмон, — Петербург-Ленинград «всегда отвергал любую правду, лишенную, как все правды, чувства противоположности. Наличие в России единственного окна в Европу позволяет не забыть о наличии за окном альтернативы. Альтернатива не всегда лучше, но она может оказаться мощным противоядием любой правде»...
Наталия ЗУЕВА
Состоялось 4 пленарных заседания: "Историческая миссия Санкт-Петербурга", "Судьба города в зеркале футурологии", "Практические перспективы развития Санкт-Петербурга", "Граждане Санкт-Петербурга: прошлое, настоящее, будущее".
На конференции присутствовали депутаты Законодательного собрания города, представители администрации, крупного бизнеса, общественных организаций, петербургские ученые, аспиранты, студенты вузов.